Мяч с сюрпризом
Театральную премию фестиваля «Золотая маска» доверили вручать спортсменам
Церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска» в Театре Моссовета превратилась в физкультурный праздник. Конверты с именами победителей заменили баскетбольные мячи. После череды шуток и розыгрышей выяснилось, что по итогам прошлого сезона главными фаворитами стали новосибирская версия оперы «Аида» Джузеппе Верди, петербургский балет Уильяма Форсайта и московский спектакль Камы Гинкаса.
В этом году и музыкальное, и драматическое жюри, кажется, окончательно отказались от принципа «давать всем сестрам по серьгам», а отсыпали «Маски» щедро и от души. В балетных номинациях аж три награды увезла Мариинка за спектакль «Форсайт в Мариинском»: женская роль (Наталия Сологуб), мужская роль (Андрей Меркурьев), лучший спектакль. А оперные призы решением жюри под председательством Родиона Щедрина практически полностью достались постановке «Аиды» Новосибирского театра оперы и балета: женская роль (Ирина Макарова), работа режиссера (Дмитрий Черняков), лучший спектакль. Также постановке Дмитрия Чернякова достался приз критики, оценивший мощь, силу, фантазию и необычность новосибирского решения оперной классики. Выходя за очередным призом, директор театра Борис Мездрич лукаво утешил коллег: «В следующем году мы закрываемся на ремонт, так что на Маску“ не приедем!»
Владислав Третьяк появился с вратарской маской на лице и объяснил, что «он-то всю жизнь провел в маске, ему не привыкать». Совместно с актрисой Ингеборгой Дапкунайте самый известный хоккеист России вручил премию за лучший спектакль в номинации «Новация». Она досталась десятиминутному кукольному спектаклю для одного зрителя в постановке главного театрального креативщика России Ильи Эпельбаума «Апокалипсис» московского театра «Тень».
Самым зрелищным моментом церемониального спектакля стало вручение премии «За лучший зарубежный спектакль». Легендарной немке Пине Бауш ее вручала целая баскетбольная команда ЦСКА, призвавшая знаменитого хореографа дать и «им поиграть». А перед началом награждений в разделе «Драма» на сцене появились Ирина Роднина и Лев Додин, чтобы вручить специальную премию за поддержку театрального искусства. Церемония вручения призов в номинации «Драматический театр» была прервана хорошо продуманной провокацией, попортившей крови экспертному совету и жюри. Объявляя приз за лучшую режиссуру, Юлия Рутберг огласила никому не известные фамилию лауреата и название его спектакля. На сцену вышел представительный мужчина, которого все сидящие видели первый раз в жизни, и начал по протоколу благодарить родной коллектив, учителей, родителей┘ Эксперты «Золотой маски» переглядывались друг с другом и с жюри, пожимая плечами и предвкушая скандал. «Кто вы?» прервала выступающего Юлия Рутберг. И тут выяснилось, что «неизвестно откуда взявшийся персонаж» придуман и сочинен устроителями действа. А полученная им «Маска» предназначена молодому московскому режиссеру Миндаугасу Карбаускису. Ему же досталась «Золотая маска» за спектакль «Когда я умирала» в московской «Табакерке». А актриса Ирина Пегова, сыгравшая Соню в его постановке «Дяди Вани», получила приз за лучшую женскую роль.
Ввиду отсутствия конкурентов из Петербурга все основные призы в драме жюри под руководством Инны Соловьевой оставило в Москве. Третью «Маску» за лучшую мужскую роль получил Константин Райкин, сыгравший Ричарда III в одноименном спектакле «Сатирикона». И две «Маски» получила «Скрипка Ротшильда», поставленная Камой Гинкасом в ТЮЗе: за лучший спектакль и за работу художника. Получая приз, Сергей Бархин растерянно развел руками: «Тут уже не раз благодарили мам, пап, жен, учителей, коллег, коллектив┘ Лично мне очень помогает в работе моя собака!» Спецпризом драматическое жюри отметило энергичную и лихую постановку «Макбет» в якутском Саха-театре им. Ойунского.
В этом году и музыкальное, и драматическое жюри, кажется, окончательно отказались от принципа «давать всем сестрам по серьгам», а отсыпали «Маски» щедро и от души. В балетных номинациях аж три награды увезла Мариинка за спектакль «Форсайт в Мариинском»: женская роль (Наталия Сологуб), мужская роль (Андрей Меркурьев), лучший спектакль. А оперные призы решением жюри под председательством Родиона Щедрина практически полностью достались постановке «Аиды» Новосибирского театра оперы и балета: женская роль (Ирина Макарова), работа режиссера (Дмитрий Черняков), лучший спектакль. Также постановке Дмитрия Чернякова достался приз критики, оценивший мощь, силу, фантазию и необычность новосибирского решения оперной классики. Выходя за очередным призом, директор театра Борис Мездрич лукаво утешил коллег: «В следующем году мы закрываемся на ремонт, так что на Маску“ не приедем!»
Владислав Третьяк появился с вратарской маской на лице и объяснил, что «он-то всю жизнь провел в маске, ему не привыкать». Совместно с актрисой Ингеборгой Дапкунайте самый известный хоккеист России вручил премию за лучший спектакль в номинации «Новация». Она досталась десятиминутному кукольному спектаклю для одного зрителя в постановке главного театрального креативщика России Ильи Эпельбаума «Апокалипсис» московского театра «Тень».
Самым зрелищным моментом церемониального спектакля стало вручение премии «За лучший зарубежный спектакль». Легендарной немке Пине Бауш ее вручала целая баскетбольная команда ЦСКА, призвавшая знаменитого хореографа дать и «им поиграть». А перед началом награждений в разделе «Драма» на сцене появились Ирина Роднина и Лев Додин, чтобы вручить специальную премию за поддержку театрального искусства. Церемония вручения призов в номинации «Драматический театр» была прервана хорошо продуманной провокацией, попортившей крови экспертному совету и жюри. Объявляя приз за лучшую режиссуру, Юлия Рутберг огласила никому не известные фамилию лауреата и название его спектакля. На сцену вышел представительный мужчина, которого все сидящие видели первый раз в жизни, и начал по протоколу благодарить родной коллектив, учителей, родителей┘ Эксперты «Золотой маски» переглядывались друг с другом и с жюри, пожимая плечами и предвкушая скандал. «Кто вы?» прервала выступающего Юлия Рутберг. И тут выяснилось, что «неизвестно откуда взявшийся персонаж» придуман и сочинен устроителями действа. А полученная им «Маска» предназначена молодому московскому режиссеру Миндаугасу Карбаускису. Ему же досталась «Золотая маска» за спектакль «Когда я умирала» в московской «Табакерке». А актриса Ирина Пегова, сыгравшая Соню в его постановке «Дяди Вани», получила приз за лучшую женскую роль.
Ввиду отсутствия конкурентов из Петербурга все основные призы в драме жюри под руководством Инны Соловьевой оставило в Москве. Третью «Маску» за лучшую мужскую роль получил Константин Райкин, сыгравший Ричарда III в одноименном спектакле «Сатирикона». И две «Маски» получила «Скрипка Ротшильда», поставленная Камой Гинкасом в ТЮЗе: за лучший спектакль и за работу художника. Получая приз, Сергей Бархин растерянно развел руками: «Тут уже не раз благодарили мам, пап, жен, учителей, коллег, коллектив┘ Лично мне очень помогает в работе моя собака!» Спецпризом драматическое жюри отметило энергичную и лихую постановку «Макбет» в якутском Саха-театре им. Ойунского.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005