RuEn

Прости нас, новый русский!

Очевидные решения лежат на поверхности, а мастеров нашего психологического театра все время тянет в глубину. По этой причине постсоветская сцена с «Мещанином во дворянстве» разминулась. Казалось бы, хотите вывести на подмостки новый русский тип человека — вот вам идеально подходящая пьеса. Словно по заказу «Новой драмы» написанная. Однако после блистательного Журдена — Владимира Этуша, которому (не Этушу, а Журдену) пошел уже четвертый десяток, мы видели всего лишь одного мещанина, претендующего на перемену социальной участи, — Бориса Невзорова (драматический «Стасик», режиссер — Семен Спивак, и тоже история довольно давняя, 1999 года).

Когда про новых русских еще и слыхом не слыхивали, Этуш играл Журдена великолепным дураком, шекспировским Мальволио. Журден Невзорова, напротив, лицо имел волевое и открытое, характер искренний и романтический, ум пытливый, сердце чистое. Над Этушем смеялись до колик (ах, как жаль мне тех, кто к этому удовольствию опоздал), Невзорову сочувствовали. В «Мастерской Петра Фоменко» сочувствие довели до абсолюта. Получился крайне грустный спектакль о человеке, который жаждет стать лучше во всех отношениях, чтобы завоевать благосклонность дамы. И если в финале он горько оплакивает разбитые надежды, то не сословные — любовные.

С детства Журдена учили зарабатывать деньги, а вот изящно мыслить, двигаться и изъясняться не учили. Это история второго поколения новых русских. История людей, которые вдруг осознали, что деньги — еще не все. Мольер смеялся над Журденом: мол, что за глупость стыдиться самого себя?! Сегодня мы не находим здесь повода для смеха. Более того, мы понимаем, сколь важно поощрять в нынешних Журденах тягу к самосовершенствованию. От этого во многом будет зависеть не только их, но и наша судьба…
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности