RuEn

Форум

#мариябольшова

Re: мелодии "Проклятого Севера"

12 сентября 2017, 23:57, БВГ

Увы! Меня спектакль не за-хва-тил. Не захватил в том смысле, в каком захватывает почти каждый спектакль Мастерской: восторгаешься замечательной игрой, улыбаешься шуткам, выражаешь восторг аплодисментами. Смеялись справа, слева от меня, спереди, сзади. Я за весь спектакль ну разве пару раз улыбнулся, хотя с опозданием и видел над чем можно было бы посмеяться. При этом я, безусловно отдавал должное превосходной игре молодых актеров. Прежде всего, конечно, надо упомянуть Полину Айрапетову. Такие разнохарактерные роли сыграла! Хороши и Андрей Михалев, и Мария Большова (её Сторожиха до сих пор перед глазами :) ). Но все эти наблюдения приходили как-то "с опозданием" (обычно игра актеров Мастерской вызывает у меня мгновенную реакцию). Возможно дело в том, что как-то уж сильно "задела за живое" безысходность судьбы Сони в самом начале спектакля (и, пожалуй, только сейчас понял, что Большова превосходно передала эту безысходность), а потом я с досадой ожидал, что вот появившийся Писатель её "охмурит". И поздно "въехал", что это отдельные рассказы и из рассказа в рассказ "переходят" только местные жители. А все москвичи не связаны между собой.
Самое очевидное для меня впечатление от спектакля это несовместимость двух миров: столичного и заполярного. Это ПРЕВОСХОДНО передано всеми диалогами, да и самим строем спектакля. Каждый "москвич" в той или иной степени идеализирует действительность, точнее романтизирует её. У учительницы Сони - это выражается в стихах, у студента Алексея - в романтических представлениях о рыбалке и охоте, у Писателя - в попытках "зафиксировать" всё происходящее в словах... А местные жители мыслят конкретно, им смешны "романтические" высказывания. И вот теперь вопрос: для кого этот Север проклятый?
Ну, на мой взгляд, в первую очередь для москвичей. Для них - в значении "непонятный". Он либо сломал их жизнь (как у Сони), либо не оправдал романтических ожиданий (как у Студента, Вики и, частично, Писателя). С Художником я не определился. С одной стороны, он, похоже, в наибольшей степени "сошелся" с Севером (помните как он "одергивает" Вику, когда та пытается романтизировать свои впечатления в словах), а с другой стороны - совершенно очевидно, что уж здесь - его (судя по всему) абстрактная живопись никем не может быть понята.
Север проклятый и для части местных жителей (полагаю для тех, кто в большей степени одарен и понимает это): бакенщик Егор мечтает сменить работу (но как-то "лениво"), пытается "вырваться" Лена (возлюбленная Писателя). Для них он проклят в значении "здесь, на Севере, всё понятно, а окружающий мир - какой-то странный".
Но для остальных местных жителей Север просто родной. Наиболее яркий представитель - появившийся в конце спектакля рыбак Степанов. Родной он и для Паромщика, и для стариков, и для Ветеринара.

#ПроклятыйСевер #полинаайрапетова #андреймиххалев #мариябольшова

О спектакле "Волемир"

12 апреля 2016, 09:17, Наташа Д.

Уважаемые БВГ и briedis! Посмотрела неделю назад "Волемира", с интересом прочитала вашу беседу и захотелось немного поспорить с вами, если позволите.
Эта пьеса мне, конечно же, представляется абсурдистской. Абсурд - это не "бессмысленное нагромождение событий" или просто что-то непонятное. Абсурдными начинают казаться многие привычные вещи, если посмотреть на них с неожиданной точки зрения. Под острым взглядом несуразности жизни становятся более выпуклыми.
В пьесе "Волемир" тот же абсурд, что и во многих рассказах Чехова. Вспомним хотя бы "Смерть чиновника" - про то, как некий чиновник в театре чихнул на лысину генерала и, желая загладить это недоразумение, в конце концов доводит генерала до бешенства.
Вот и здесь такой же абсурд: Волик говорит, что Человек из ванной не нравился ему с первой минуты, и - бац! - выложил ему всё без остатка. Хочет поправить дело, а выходит только хуже. И почему ему кажется, что Человек из ванной его понимает лучше родных людей? Он умело разговорил Волика: "Это интересно... У вас ведь есть теория, я угадал?" И Волик, хоть и сам в ужасе от своей несдержанности, но увидев вновь Человека из ванной, разоткровенничался пуще прежнего. И всего-то стоило тому сказать:"Разговор был очень интересный. Вы говорили так искренне, так умно..."
Уважаемый БВГ, вот Вы говорите, что у Волемира есть стержень. А я думаю, что как раз и нет. "Ему немного подпоёшь - и делай с ним, что хошь". И в этом он недалеко ушёл от Соседа. Тот тоже, ободрённый поддержкой, тут же начинает рассказывать о себе ещё больше.
Абсурдны рассуждения Соседа о свободе. Для него свобода - это полная безответственность. Помните, как он замечательно распоряжался этой своей "свободой"? Поневоле задумаешься - а нужна ли свобода такому человеку?
Более чем абсурден эпизод с чтением письма. Ну неужели после фразы "... кроме вас, просить не у кого. Я к вам пригляделся, кроме вас, тут одни сволочи" нормальному человеку захочется выполнить просьбу? Но Волику и это польстило (и на лице актёра это отразилось!), он с охотой стал читать письмо.
Абсурдна и сама мысль Волемира о том, что есть нормальное отклонение от морали, т.е. всем понятное, а есть ненормальное.
Чехов был мастер показать, как люди - до абсурда! - бывают глухи по отношению друг к другу. И в пьесе Горенштейна это тоже то и дело проявляется. Один пример из множества: фотограф болтает об одном, Лиза о другом, Сосед разглагольствует о свободе - так они разговаривают между собой.
Так что, может, это не тот абсурд, что мы видим у Ионеско, но очень сродни чеховскому.

О "чудовищах на заднем плане": ну какие же это чудовища, тем более из "Сна разума". Помню Марию Большову с синей головой буйвола и Полину Айрапетову с белой птичьей головой. И знаете, что мне само собой вспомнилось:"Синий буйвол и белый орёл..." Форели золотой, правда, не было. Был петух, а ещё вол и осёл. И ассоциации у меня совсем другие.
Есть кантата аргентинского композитора Ариэля Рамиреса "Рождество Господне", но, наверное, в памяти большинства в нашей стране живёт лишь отрывок из неё, ставший музыкальной заставкой к передаче "В мире животных". Под эту мелодию в конце спектакля убегают-улетают все действующие лица.
В "Дяде Ване" Соня в минуту крайнего разочарования и усталости говорит:"Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии..." И в эту минуту она берёт верх над гнетущими обстоятельствами. А Волемир со своими заключительными словами о кредите - напротив, терпит поражение. Всё небо для него уместилось в холодильнике.
#волемир #мариябольшова #полинаайрапетова

×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности