RuEn

Форум

#юрийбуторин

Я пройду, как по Дублину Джойс

27 октября, 02:23, ДСС

Спектакль Фоменок «Рыжий» один из тех немногих, на который по-прежнему трудно достать билеты. Даже на гениальный (и, как по мне, лучший) «Самое важное» - запросто, а вот на «Рыжий» - как повезет.
«Рыжий» это спектакль стихотворный и, собственно, состоит просто из стихов поэта Бориса Рыжего. Как вы не знаете такого поэта?
Борис Борисович Рыжий (1974-2001), екатеринбургский поэт. Окончил аспирантуру института геофизики, работал младшим научным сотрудником. Печатался в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион» и др. Участник фестиваля поэтов в Роттердаме.
«Молодой поэт с большими серыми глазами и шрамом на щеке произвел фурор на европейском Парнасе» - так отозвалось Би-би-си о его выступлении на фестивале. Автор сборников стихов, некоторые из которых были опубликованы только после его смерти «И все такое…» (2000), «На холодном ветру» (2001), «Стихи» (2003), «Оправдание жизни» (2004), «Типа песня» (2006).
Покончил с собой в 2001 году….

Маленький, сонный, по чёрному льду
в школу - вот-вот упаду - но иду.
Мрачно идёт вдоль квартала народ.
Мрачно гудит за кварталом завод.
"...Личико, личико, личико, ли...
будет, мой ангел, чернее земли.
Рученьки, рученьки, рученьки, ру...
будут дрожать на холодном ветру.
Маленький, маленький, маленький, ма... -
в ватный рукав выдыхает зима:
- Аленький галстук на тоненькой ше...
греет ли, мальчик, тепло ли душе?"...
...Всё, что я понял, я понял тогда:
нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был - на чёрном ветру
в чёрном снегу упаду и умру.
Будет завод надо мною гудеть.
Будет звезда надо мною гореть.
Ржавая, в странных прожилках, звезда,
и - никого, ничего, никогда.

Вообще жанр стихотворной постановки, на первый взгляд, не требует решения какой-то режиссёрской сверхзадачи. Подбери правильные стихи, потом подбери правильных исполнителей, потом определи правильную очередность. Все это я прекрасно помню по своему опыту школьного театра, ставили слава Богу и не раз. Всем актерам очень нравится, проблема одна: зрители очень скоро на таком спектакле начинают скучать.
А если еще и актеры неправильно читают стихи (что случается сплошь и рядом), вообще дело труба.
А если еще и стихи для большинства абсолютно незнакомые? Борис Рыжий, а что есть такой поэт? Говорите, был… И что?
В анонсе «Рыжий» заявлен как театральное путешествие в пространстве и во времени. Рубеж 80-х – 90-х. «Те баснословные года», в которые «так хорошо мы плохо жили». Поэтому логично, что зрителей после третьего звонка приглашают занять места в вагоне поезда. Вполне ожидаемо, что выходит проводница и объявляет отправление. Абсолютно неожиданно то, что зрительный зал после этого действительно трогается с места и под стук колес отправляется в путь из Екатеринбурга в Свердловск и обратно.
«Поезд-зрительный зал» двигается от одной остановки к другой, и такое физическое перемещение зала как раз и создает ошеломляющий эффект путешествия в пространстве и во времени.
Ну, а уж на остановках фоменки отрываются по полной. Есть еще одна хитрость в постановке, которая не позволяет спектаклю превратиться в марафон художественной декламации. При каждом удобном случае (а особенно при неудобном!) актеры начинают петь стихи Рыжего на известные всем мотивчики. Например, на мотив песен Джо Дассена. Отчего даже у человека, впервые в жизни слушающего поэтические строчки Рыжего, возникает чувство узнавания (Ангелы шмонались по пустым аллеям/ парка. Мы топтались тупо у пруда./
Молоды мы были. А теперь стареем./И подумать только, это навсегда).
Ну, и, конечно, абсолютно узнаваемые ситуации, которые обыгрываются с фирменной фоменковской изобретательностью. Вот, на пункт приема цветмета какие-то мутные личности сдают медные инструменты. Приемщик выдает им бутылку водки и тут же начинает играть на валторне нежную щемящую мелодию. Вот… впрочем достаточно спойлеров.
Вот вам история из моей жизни. После окончания Киевского университета в 1987 году довелось мне поработать в Чимкентской геофизической экспедиции. Это самый юг Казахстана, на границе с Узбекистаном. Мы с друзьями были молодыми специалистами, холостыми и легкомысленными. Поэтому в выходной день нам часто хотелось выпить. А советскому правительству не хотелось, чтобы мы это делали. Поэтому правительство проводило антиалкогольную кампанию и купить алкоголь в магазине было трудно. Но, поселок геофизиков граничил с местным аулом, в котором жители приторговывали самопальной водкой. И вот идешь поздно вечером вдоль дувала, луна светит, ишаки кричат, натуральное «белое солнце пустыни». Стучишь в ворота: - Арак бар? (водка есть?) Тебе продают что-то в бутылке, и ты молишься, чтобы это был разбавленный пищевой спирт.
Младший научный сотрудник института геофизики Борис Рыжий сочинил по этому поводу:

Когда бутылку подношу к губам,
чтоб чисто выпить, похмелиться чисто,
я становлюсь похожим на горниста
из гипса, что стояли тут и там
по разным пионерским лагерям,
где по ночам - рассказы про садистов,
куренье,
чтенье "Графов Монте-Кристов"...
Куда теперь девать весь этот хлам,
всё это детство с муками и кровью
из носу, чёрт-те знает чьё
лицо с надломленною бровью,
вонзённое в перила лезвиё,
всё это обделённое любовью,
всё это одиночество моё?

В спектакле «Рыжего» в разных жизненных обстоятельствах играют разные актеры: Дмитрий Рудков, Александр Мичков, Юрий Буторин, Василий Фирсов. Играют хорошо.
Но, все-таки самое сильное эмоциональное впечатление производят не они, а чудесные персонажи Полины Айрапетовой, Елены Ворончихиной и Розы Шмуклер. Наверно потому, что муза – она женского рода.

Я пройду, как по Дублину Джойс,
сквозь косые дожди проливные
приблатненного города, сквозь
все его тараканьи пивные.

Чего было, того уже нет,
и поэтому очень печально, —
написал бы наивный поэт,
у меня получилось случайно.

Подвозили наркотик к пяти,
а потом до утра танцевали,
и кенту с портаком «ЛЕБЕДИ»
неотложку в ночи вызывали.

А теперь кто дантист, кто говно
и владелец нескромного клуба.
Идиоты. А мне все равно.
Обнимаю, целую вас в губы.

Да иду, как по Дублину Джойс,
дым табачный вдыхая до боли.
Here I am not loved for my voice,
I am loved for my existence only.
(Дмитрий Скрябин)
#рыжий #самоеважное #полинаайрапетова #еленаворончихина #розашмуклер #дмитрийрудков #александрмичков #юрийбуторин #василийфирсов #борисрыжий

Re: Тополя - диалоги о любви

9 июня 2016, 00:46, БВГ

Специально не стал читать отзыв briedis (по счастью он большой и случайно что-либо не прочтешь :) ), чтобы потом интереснее было сравнивать первые впечатления.

Чтобы описать первые минуты просмотра этого спектакля придется использовать штамп: "буквально защемило сердце". Как ТОЧНО были подобраны кадры хроники и песня для ТОГО времени!! Сразу вспомнилось детство, ежевоскресное "С добрым утром!"... Какое-то теплое чувство буквально "заполонило" меня.
После показа титров началось удивительное действие. Этакое сочетание кино и сцены. Нечто похожее впервые я видел в "Корове" у Крымова, но там это всё же выглядело как красочный фокус, этакое оживление стандартных сценических приемов. А в этом спектакле действие на экране было равнозначно действию на сцене. Актеры в фильме продолжали действия актеров на сцене и наоборот. Более того, экранные актеры общались напрямую со сценическими. Браво постановщикам! ТАКОЕ неразрывное сочетание кино и сцены я лично вижу впервые. Это БЕЗУСЛОВНАЯ удача молодых режиссеров. Конечно, пока имеются небольшие накладки: иногда актер не успевал уйти со сцены, а уже появлялся на экране и наоборот. Но это такая мелочь. А как замечательно и с выдумкой выполнен прощальный выход актеров на аплодисменты зрителей!!
Как всегда превосходно и безукоризненно играли Владимир Топцов и Амбарцум Кабанян. Игра Юрия Буторина и Полины Айрапетовой, на мой взгляд, была менее ровной: были потрясающие взлеты (Юрий мне местами напоминал то молодого Михалкова из "Я шагаю по Москве", то Олега Меньшикова в "Покровских воротах"), но и некоторые провалы... ну, может не провалы, но некоторая неубедительность что ли. Но в целом все актеры молодцы. И не только на сцене, но и из кинематографической части!
Отдельный "герой" спектакля - музыка, песни тех лет. На удивление точно подобрано всё. Браво человеку, который подбирал!
И еще один "герой" - потрясающие стихи Николая Рубцова. Этот удивительный поэт как-то "не вписался" в число известных, но когда двоюродный брат из Кирова привёз мне его сборник (поэтому, почему-то у меня в памяти и осталось, что он вятский) - я был просто потрясён качеством его стихов. И спасибо авторам спектакля за это напоминание.

Ну и о сюжете спектакле. Безусловно, это "диалог о любви" (пользуясь определением briedis), но и история с некоторой интригой. Почти весь спектакль герой говорит о некой "романтической незнакомке", каждую весну он, вроде, жалеет, что не остановил ее, не познакомился. В это верит и сам герой, и мы. И только вот эта "встреча", диалог с самим собой из юности "открывает ему глаза" на то, что в тот момент перед ним просто промелькнула и скрылась Синяя Птица Счастья, счастья его собственного, будущего. И мы понимаем, что он теперь окончательно излечился от "весеннего тополиного брожения по улицам": эти свои старые кеды он засовывает в мусорное ведро.

В каком-то смысле это "кризис среднего возраста", с которым мы недавно встречались в "Волемире". Но насколько же разные пути "разрешения" этого кризиса у героев.

В общем, замечательный спектакль появился на сцене-экране Мастерской.

P.S. А по дороге из театра метрополитен сделал приятный подарок: я ехал в "шекспировском" поезде. Все вагоны были украшены изображениями Шекспира, изречениями из его пьес, приводились выдержки из биографии драматурга, интересные факты, связанные с его пьесами.

#тополя #владимиртопцов #амбарцумкабанян #юрийбуторин #полинаайрапетова #николайрубцов

28 мая "Улисс был замечательный".

30 мая 2016, 01:21, Лена И.

Такой сложный роман Джойса, просто глыба неподъемная! А спектакль вышел очень смотрибельный, играют интересно и непринужденно. Конечно, постоянные отсылки к "Одиссею" Гомера, скрытый смысл, но в то же время нас вовсе не грузят. Отлично придумана программка и проецирующиеся в глубине сцены названия глав с перечислением действующих лиц - помогают ориентироваться. А какие исполнители! Где еще артисты играют на сцене почти шесть часов, и как играют, да еще многие из них успевают перевоплощаться в разные роли! Все на высоте, но Анатолий Горячев, Юрий Буторин, Полина Кутепова, Роза Шмуклер - особенно. Полина Кутепова хороша во всех отношениях. А отчаянно-бесстрашный монолог Розы Шмуклер на качелях - просто что-то невероятное! Наверное, многие были рады, как и я, провести полдня в Мастерской П. Фоменко. Теперь есть сильное желание одолеть, наконец, книгу до конца...

#улисс #анатолийгорячев #юрийбуторин #полинакутепова #розашмуклер

О спектакле Улисс

22 ноября 2015, 21:04, Оксана М

Мне было интересно, как я это выдержу.. И как артисты это выдержат. На самом деле, это только звучит страшно, что спектакль идет почти шесть часов (фактически, кстати, получилось пять с половиной). Подустала я уже ближе к концу, а так все смотрелись на одном дыхании, и времени я не замечала. От молодого человека, сидящего рядом, услышала, что, мол, я мог бы смотреть спектакль без перерывов (антрактов). Пожалуй, я тоже. Очень красивый спектакль. От работы осветителей я просто в восторге! Костюмерам - браво! Перед артистами - я преклоняюсь. Выучить колоссальный объем сложного текста, сыграть за спектакль несколько разных персонажей, переодеваться молниеносно для следующего выхода в новом образе.. В каком темпе они там за сценой работают, они что - волшебники? Почти всех артистов, занятых в постановке, я давно знаю и очень люблю, но вот случилось у меня два больших открытия: Анатолий Горячев и Юрий Буторин просто поразили меня своей игрой. И Роза Шмуклер была восхитительна! Спасибо огромное всем, кто работал над спектаклем! Такими предельно откровенными, но тем не менее, как всегда, далекими от пошлости, я увидела фоменок, впервые. Браво!
#улисс #анатолийгорячев #юрийбуторин #розашмуклер

"Гиганты Горы"

18 сентября 2014, 01:01, shamraeva_m

Миф об искусстве — недописанная пьеса Луиджи Пиранделло — пожалуй, одна из лучших постановок о театре, творчестве, сути актерства. Вилла «Отчаяние» становится местом, где обнажаются пороки, желаниия и страхи каждого из пришельцев. Негласный предводитель обитателей вилллы, загадочный и таинственный маг Котроне (Федор Малышев) пытается убедить труппу графини остаться там, где каждый отдается своей фантазии, которая становится реальностью. Труппа графини здесь кажется командой, которая представляет театр как явление: неутолимая жажда и потребность донести суть своего искусства, борьба мировоззрений, реализованные мастерски точными актерскими работами. Каждая из ролей несомненное попадание, от графа (Ю. Буторин) до Батталльи (В. Свирский). Сама Илсе в исполнении талантливой актрисы Полины Агуреевой приносит с собой мечту о настоящем творчестве. Все в этом спектакле , кажется, на своем месте: потрясающий актерский состав, удачная сценография, музыкальное оформление, свет и тени, благодаря чему иррациональность и абсурдность мира мага Котроне становится абсолютной. Постановка затягивает постепенно, и все границы действительно начинают казаться эфемерными. Фантастически красивое пространство сказки метафоры становится настолько подлинным, что зыбкая грань между воображаемым и реальным стирается. Этот грандиозно живой и настоящий спектакль хочется пересматривать.
#гигантыгоры #луиджипиранделло #юрийбуторин #владимирсвирский #полинаагуреева

Re: С Премьерой!!! Гиганты!

17 апреля 2014, 15:02, Diletantka

Присоединяюсь к поздравлениям и восхищениям! Ура! :) Да, это было поистине потрясающе, давно не видела ничего настолько масштабного и по эмоционально-интеллектуальной глубине, и по сложности технического воплощения, даже в стенах Мастерской.
В первую очередь хочется поблагодарить вас за то, что вы открыли для меня эту пьесу - она войдет в число любимых произведений на любимую тему... Спасибо Евгению Борисовичу Каменьковичу, Елене Касаткиной, Полине Агуреевой,Монике Санторо! Это было полное погружение в мир Пиранделло, но также - и в мир театра как искусства и как волшебства, и в мир иллюзий и снов(чьих? - автора? создателей? зрителей?)Как верно было отмечено в замечательной рецензии briedis, пьеса утроена сложно, но спектакль ей не уступает. Хотя и были, на мой вкус,какие-то незначительные минусы, но они все, наверное, изгладятся со временем. В очередной раз поражаешься, насколько всё и все здесь на своих местах. Хочется про каждого исполнителя говорить отдельно - какая необыкновенная и какая земная Илсе-Полина Агуреева,словно рвущаяся из своего тела,вся - сплошной порыв (или надрыв?); какой необычный, непохожий на других своих персонажей здесь Юрий Буторин; как искренне органична Моника Санторо, и какой нереальностью, нездешнотью веет от нее; какая свобода видится в образе Федора Малышева, персонаж которого - Котроне - и влечет к себе и завораживает, и пугает и отталкивает... Отдельно поблагодарить хочется тех, кто создает все волшебство за сценой - это же гигантская работа! Спасибо!
Спектакль не отпускает: все мысли, мысли... Как мне показалось, более органичного финала для этого произведения и быть не могло. И вот ведь как получается: две стороны, два мнения, две (не)возможности (не)существования - есть ли выбор? Может быть одно - лишь отражение другого? А может быть одно - подчинено другому? А если все же есть - кто что выберет? Безусловно, эта пьеса - искусство, говорящее искусству об искусстве. Но значит ли это, что тот, кто с ним не связан, свободен от всех этих вопросов и терзаний? Кажется, нет... По крайней мере, среди зрителей "Гигантов горы" не окажется ни не связанных, ни свободных...
#гигантыгоры #евгенийкаменькович #полинаагуреева #еленакасаткина #юрийбуторин #моникасанторо #фёдормалышев

×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности