Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
ДО+ВЛА = ТОВ
Это не спектакль Мастерской, но один из соавторов- актёр и режиссёр Мастерской Юрий Титов, поэтому считаю возможным опубликовать этот отзыв здесь на Форуме.
Обычно к рекламе отношусь с большой настороженностью, в основном игнорирую. Но на рекламу спектакля "ДО+ВЛА=ТОВ" почему-то "купился". Скорее всего на автора среагировал, да и отзывы были только положительные (что, конечно, гарантией качества далеко не всегда может служить). Я это к тому, что в первые моменты спектакля я было решил, что точно, "попал": уж больно наигранно звучали диалоги, помнится я даже поморщился при очередной уж больно как-то фальшиво прозвучавшей фразе. Но по счастью этот спектакль оказался "сжатой пружиной", которая по мере распрямления оказывает всё большее воздействие (это сравнение мне невольно пришло по окончанию): уже в середине первого действия я напрочь забыл про свои опасения, а последнее действие вообще показалось мне состоящим из сплошных маленьких сцен-шедевров.
Спектакль составлен из трёх произведений Довлатова "Зона", "Компромисс" и "Заповедник". Соответсвенно состоит из трёх действий. Расположены они хронологически, причём каждое показывает как бы временной срез состояния советского общества, настроений, реалий того времени. И сразу хочу подчеркнуть блистательное использование режиссёром финальных для каждого действия песен. Ну ОЧЕНЬ точно они подобраны, со знанием особенностей того или иного периода.
Действие 1. "Зона". Время действия, судя по биографии Довлатова, с 1962 по 1965 г. Скорее всего 1964-1965. Это период, когда "оттепель", осталась позади, власть перешла к относительно молодому Брежневу (что после "чудачеств" Хрущева последних лет многими воспринималось с надеждой). В обществе ещё живы надежды на "светлое будущее", романтизируется эпоха революции и Гражданской войны (Окуджава поёт: "...И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной..."). В зоне (лагере) сидят уже (или ЕЩЁ) не политические, а просто нарушившие закон. Ещё штрих: немало тех, кто искренне идут на ухудшение условий жизни во имя "светлого будущего", а если судьба распорядилась так, что им достаётся нелегкая доля, делают своё дело с максимальной ответственностью. Таковы в спектакле начальник колонии полковник Прищепа (Валерий Карпов) и замполит Хуриев (Аскар Ильясов). Особенно хорош Хуриев: в нем СТОЛЬКО наивной уверенности в истинности произносимых им нравоучений (которые смешны нашему поколению), наивной заботы о подчинённых и столько ответсвенности в поручаемом ему деле! А поручено ему не много не мало, а поставить силами заключённых и гражданского персонала "революционно-поэтический" спектакль, одним из персонаж которого будет Ленин (а по тем временам это БОЛЬШАЯ ответственность, для этой роли Хуриев поручает Довлатову привести особо одаренного зека из другого лагеря). Смотреть репетицию этого спектакля (в спектакле), да и то, как изобретательно он показан нам - отдельное удовольствие, хочу лишь отметить превосходную игру Никиты Манилова (тот самый зек, что играет Ленина). А заканчивается этот спектакль-в-спектакле (ну и первое действие реального) исполнением Интернационала, причём мы видим, что актёры-зеки и присоединившиеся к ним "зрители" (понятно, что ТОГО, "революционно-поэтического") поют его с ИСКРЕННИМ воодушевлением (что для нашего века невозможно)!!
Действие 2. "Компромисс". Эстония, 1972-1975г Время расцвета того периода, который потом назовут "эпохой застоя". Всё вокруг пропитано показухой, ложью. В "светлое будущее" уже никто не верит, все просто существуют (правда относительно безбедно). Кто-то стремится выслужиться, сделать карьеру, кто-то просто подработать, не особо вникая в правдивость созданного. Компромисс. Довлатова от редакции направляют то в роддом для поиска "подходящих" родителей для "юбилейного" новорождённого (должны быть "нормальными", среднестатистическими, "ни неграми, ни евреями"), то в глухую деревню для того, чтобы "помочь" написать передовой доярке письмо Брежневу ("должно быть искренним"), на которое вождь должен "ответить" (на самом деле "ответ" уже написан). Рассказывать о "решении" этих задач не буду, отмечу понравившихся персонажей. Это спутник Довлатова по командировки фотограф Жданов (Валерий Карпов), отец "юбилейного" новорождённого Кузин (Александр Сударев). И конечно необходимо отметить секретаря Райкома со своими помощницами (тут, конечно, безусловная заслуга режиссёра). При их появлении однозначно вспоминаются сотрудники гестапо или концлагеря: та же невозмутимость, цинизм, чувство превосходства, поза (обьяснить внятно трудно, надо видеть). И ещё мне невольно подумалось, что после распада СССР именно такие стали самыми рьяными националистами. Завершает действие песня Никитина той поры. К сожалению не могу вспомнить какая (последнее действие настолько ошеломило, что эта информация "затерлась").
Действие 3. "Заповедник". Пушкинский заповедник Михайловское. 1976-1977г. Застой в обществе назрел настолько, что это понимают все, даже сотрудники КГБ. Настоящая интеллигенция, не желающая конфликтовать с властью, "кучкуется" в таких заповедниках, спивается. Как я уже писал, это действие- целый набор маленьких сцен-шедевров, бесполезно перечислять то, что понравилось. А закончился спектакль опять же никитинской песней "Переведи меня через Майдан".
Перечисляя понравившихся персонажей, я не упомянул Довлатова. Просто об этом надо сказать отдельно. Актёр Ислам Зафесов ПРЕВОСХОДНО справился с трудной задачей сыграть роль ироничного рассказчика.
И ещё о спектакле в целом. Да, в нем много смешных моментов (такова проза Довлатова), но при этом и немало воистину трагичных. Спектакль оставляет очень глубокое впечатление. Полагаю, он достоин быть отмечен на самом высоком уровне.
#юрийтитов #довлатов