«Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!
Старую пьесу Аллы Соколовой о зубном враче не от мира сего, влюбленном в одинокую учительницу музыки Александру, все прекрасно помнят по фильму Ильи Авербаха, где главные роли были у Андрея Миронова и Марины Нееловой
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014