RuEn

Кто первым сказал «мяу»

«Не все коту масленица» в Театре п/р Олега Табакова

Как выглядят в воображении среднестатистического зрителя спектакли по драматургии Островского? Богатая декорация, изображающая убранство купеческих домов, неспешные разговоры за нескончаемым чаепитием с обязательным пузатым самоваром, бесспорно главенствующая тема денег во всех ее проявлениях. Исключения, как правило, связаны с темой пьесы, а не с новаторством подхода к ней. И потому незатейливый, казалось бы, спектакль Театра п/р О. Табакова «Не все коту масленица» (режиссер Авангард Леонтьев) оказался весьма примечательным. В тот момент, когда многие бросились ставить Островского, привлеченные злободневностью диалогов о векселях, долговых обязательствах и различных способах извлекать деньги из карманов ближнего, Табакерка показала, что самую что ни на есть «денежную» пьесу можно поставить совершенно в ином ключе. Отбросив банальные вариации купеческих интерьеров, режиссер вместе с художником А. Боровским поселил персонажей на стройплощадке, где горят предостерегающие красные огни, слышен звук молотков и висит грозный знак: «Обход по Малой Ордынке». Однако герои весьма комфортно ощущают себя в этой среде: строительный шум не мешает им слышать колокольный звон, а отсутствие дизайнерских красот вокруг — наряжаться, принимать гостей и радоваться жизни. Собственно, радость жизни, живое удовольствие от каждой секунды бытия — это основная идея спектакля, и тематическая, и эмоциональная. Получилась комедия в чистом виде: в водевильном темпе, с зажигательной музыкой, песнями-танцами и морем шуток-прибауток. В этой прелестной атмосфере с удовольствием купается как старшее поколение актеров, так и молодые. Им-то и отведено центральное место в спектакле: главную влюбленную пару — приказчика Ипполита и милую кокетку Агнию — играют Денис Никифоров, уже интересно проявивший себя в театре, и дебютантка Луиза Хуснутдинова. Ипполит Никифорова вовсе не робок и застенчив, как принято его изображать, он горяч, напорист и жизнерадостен. Под стать ему и Агния — не наивная простушка, а хитрая лисичка, норовистая, восторженная и капризная. На первый взгляд — скромница, но глазки горят, улыбка чарует, темперамент с ног сбивает. Неудивительно, что ею увлекся богатый и совершенно бесхитростный купец Ахов (Валерий Хлевинский). Увлекся всерьез, неожиданно для себя самого. И оттого не выглядит он коварным злодеем, каким должен бы быть по традиции — заморил до смерти жену и беспрестанно издевается над всеми, кто ниже его по положению. Он просто мужчина, со своими представлениями о счастье и взаимоотношениях с дамами. Его самоуверенность, вальяжность, хозяйский тон в разговоре — всего лишь маска, за которой не очень удачно скрывается неуверенность влюбленного мальчишки. Усиливающаяся еще и по милости задуривших ему голову красавиц — разудалой ключницы Феоны (Наталья Журавлева), которая всецело на стороне молодых, и матушки Агнии (Надежда Тимохина), темпераментом и хитроумием не уступающей дочурке (интересен прием некого отзеркаливания в поведении этих трех дам — своим беспрестанным кружением они словно бы фокусируются в одну женщину, то и дело распадающуюся на несколько отражений). Оттого Ахов так неприязненно относится к Ипполиту, ведь тот и моложе, и темпераментнее, и в любви удачливее, сколько показывает развязка. Но кажется, что он не столько сердится, сколько ворчит для порядка. А потом пускается в пляс со всеми вместе.

Как утверждает пословица, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Однако спектакль А. Леонтьева показывает, что радоваться присутствию на этом свете вполне можно и без крыши над головой, и без толстого кошелька. Такая вот немножко старомодная и вместе с тем удивительно здравая на сегодняшний день позиция. 
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности