Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»
В первой декаде февраля в Петербурге прошел восьмой театральный фестиваль имени Александра Володина. «Парад вечеров» так метко окрестили организаторы программу нынешнего года. И не случайно. В этот короткий промежуток времени состоялся показ трех спектаклей по пьесе «Пять вечеров». Причем, спектакль «Мастерской Петра Фоменко» показывали три раза. Еще были спектакли «Старший сын» и «Портрет с дождем». В символичные пять вечеров фестиваль не уместился.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011