Падение авиаторов
«Варвары» в театре «Мастерская Петра Фоменко»
Представьте себе ортодоксальный и провинциальный мир Островского, в который заявляются революционные, но сугубо неромантичные герои 20-х. Невероятно, но мы знаем, что подобные исторические парадоксы происходят в России сплошь и рядом здесь беспредельно велика разница между столицей и периферией, и время в первом случае мчится, а в последнем ползет как гусеница. Брезгливые столичные миссионеры нехотя расставляют сети соблазнов больших городов кто-то ловится, кто-то сопротивляется, кто-то уезжает, кто-то остается. Но ритм провинции, поколебавшись, остается прежним гусеница ползет живее и естественней, чем «стальная конница» столиц.
Об этом новый спектакль театра «Мастерская Петра Фоменко» «Варвары», первая работа после полуторагодичного молчания и нестабильной жизни театра, ставшего сперва легендой последнего десятилетия, а затем и его жертвой. Для многих очевидна нынешняя усталость актеров, дирекции, режиссуры «Мастерской», и, видимо, поэтому особенно хочется воспринимать эту работу как разумную попытку восстановить силы. Но в «Варварах» усталость как раз на руку тем же качеством обладают и герои Максима Горького, изможденные страстями, стремительным течением времени, суицидной эпохой.
Спектакль начнет променадная сцена перед нами пройдут обыватели города Верхополья, останавливая рассеянный взгляд на незатейливых картинах, развешанных по залу. Выставка местного живописца крупное событие в жизни маленького города; поглазеть на нее пришли все, не заметив, что сами стали экспонатами для зрителей. Этот мотив разглядывания, взаимного зоопарка (а он имеет место в пьесе, где провинциалы подглядывают за «варварами» в щелочку забора, а столичные за аборигенами как за дикими зверями в клетке) режиссер спектакля Евгений Каменькович разовьет в крупную метафору: пристальное наблюдение друг за другом (отыграв свое, герои изредка присоединяются к зрителям, садясь в первые ряды) превращает персонажей в этаких диковинных василисков, которые испепелят друг друга своим любопытством и, увы, стремлением к подражательству.
С первых сцен кажется, что мы смотрим «Горячее сердце» или «Сердце не камень» выходит странный мужичок с гитарой и прилизанными волосами (Борис Горбачев), садится, играет, кушает булку с молоком, к нему приходят местный придурковатый философ Головастиков (Олег Любимов) и сумасшедший нечистоплотный бомж Дунькин муж (Томас Моцкус). Нищий танцует свои корявые танцы. Приезжие обнаружат здесь постыдные атавизмы прошлого отсутствие приличных гостиниц, извозчиков и, в особенности, манеру величать друг друга «господами».
Городок преобразится, когда бодрой походкой войдут на сцену инженеры из столицы: в черной коже, подтянутые, стильные, энергичные авиаторы, разрушители, террористы.
Вид Сергея Тарамаева в роли Черкуна заставляет пристальнее к нему приглядеться, вздрогнуть и проверить программку. Да, это он! Словно силач гирю, он с легкостью несет тяжелый измерительный прибор, более схожий с каким-нибудь изощренным огнестрельным оружием; он одет как стильный байкер моднющие кожаные брюки и остроносые «казаки», жесткие соломенные волосы, рыжая, суперэротичная щетина. Кажется, что Тарамаеву очень нетрудно играть этого чувственного циника, здоровенного и бодрого деятеля, но куда же исчезло все то, что так удачно использовал в прошлом Сергей Женовач, а потом и Николай Досталь в фильме «Мелкий бес»: эта изящная вялость, болезненный блеск в глазах, виноватая улыбка с сумасшедшинкой и непременная, очаровательная «каша во рту». Было бы крайне безрассудно сказать, что актер много приобрел, отказавшись от своего недавнего облика; напротив, мы стали свидетелями изумительной гибкости актерского «механизма».
Ту самую вялость, но уже развращенного, апатичного толка, мы увидим у Рустэма Юскаева в роли Цыганова развязный толстячок Жорж, соблазнительный бездельник, он явится той самой безликой и безразличной силой, которая разрушит нравственный покой города Верхополье. Когда в финале выясняется, что советы Жоржа подтолкнули провинциалов на воровство и подлость, и когда Цыганов смертельно обидит Головастикова, походя назвав его девятилетний труд «чепухой», становится ясно, что после отъезда инженеров волна самоубийств захлестнет город.
Черкун не таков Сергей Тарамаев несколько «гуманизирует» образ: с каждым поступком, с каждой его фразой мы замечаем, как все больше и больше доверяем цинику Черкуну, уступая его обаянию. Сперва подчеркнуто злой, разрушительный (хотя при этом Черкун единственный, кто работает в пьесе, как среди инженеров, так и среди горожан), неуступчивый и настойчивый. Нудный, требовательный говор, строгий металл в голосе: «Я не люблю пасторалей». Он утверждает, что мстит людям за свое прошлое, растаптывая «себя, униженного» в тех, кого унижает теперь со своей нынешней высоты. Когда между ним и местной главой Редозубовым (Тагир Рахимов) произойдет конфликт, и Черкун «поставит на место» зазнавшегося царька, его поступок покажется элементарным уличным хамством, перебранкой в подворотне. В его злобе желание самоуничтожиться, его мучит тоска по позитивной деятельности, которая не может реализоваться из-за вечного конфликта между ним и окружающим миром. И в этой тоске зародыш честности, прямоты, то самое «доброе в злом», которое находит Тарамаев в Черкуне. От этого крепкого, коренастого мужчины хочется ждать в будущем скупой одинокой слезы и какого-нибудь исключительного, небудничного милосердия. Черкун непременно должен измениться после этой скандальной истории, которую рассказал Горький.
Черкун с легкостью покоряет женщин, в них не нуждаясь и не требуя от них любви и ласки, он вообще не нуждается в людях. Он захватывает все то, что поддается. Возможно, приглашение на роли жены и любовницы Черкуна двух близняшек Кутеповых тонкая ирония режиссера над любвеобильностью этого рокового мужчины. Развившаяся к финалу страсть к Монаховой (Галина Тюнина) в этом случае кажется попыткой разорвать любовный круг нелегкой «победой» над женщиной, которая отнимет у «победителя» последние силы и волю, а у «побежденной» жизнь.
Как ни печально, но самоубийство Монаховой, очень похожее на смерть бесприданницы Островского, «не поделенной» между мужчинами, нравственная победа провинциалов над инженерами, пришедшими покорять и развращать. Заезжие инженеры утопают и стушевываются перед густым потоком самого неподдельного страдания, любви, страсти, желаний, который нисходит от возбужденного, всполошенного города. Это реванш. Городок своими слабыми средствами восстает пока еще естественные защитные реакции организма начинают вычищать нечистоты. Переболев, организм скоро снова окажется здоровым.
Отметим особо, что впервые театр «Мастерская Петра Фоменко» позволил себе собрать на сцене три поколения каркас труппы, молодых «фоменок» и приглашенных Бориса Горбачева и Людмилу Аринину, которая превосходно и мило сыграла роль Богаевской. Разорвав узкие поколенческие рамки, которые уже начали мешать искусству, труппа опять-таки впервые сыграла настоящую сложную драму без свойственных ей реприз и облегчающей драматизм иронии.
Об этом новый спектакль театра «Мастерская Петра Фоменко» «Варвары», первая работа после полуторагодичного молчания и нестабильной жизни театра, ставшего сперва легендой последнего десятилетия, а затем и его жертвой. Для многих очевидна нынешняя усталость актеров, дирекции, режиссуры «Мастерской», и, видимо, поэтому особенно хочется воспринимать эту работу как разумную попытку восстановить силы. Но в «Варварах» усталость как раз на руку тем же качеством обладают и герои Максима Горького, изможденные страстями, стремительным течением времени, суицидной эпохой.
Спектакль начнет променадная сцена перед нами пройдут обыватели города Верхополья, останавливая рассеянный взгляд на незатейливых картинах, развешанных по залу. Выставка местного живописца крупное событие в жизни маленького города; поглазеть на нее пришли все, не заметив, что сами стали экспонатами для зрителей. Этот мотив разглядывания, взаимного зоопарка (а он имеет место в пьесе, где провинциалы подглядывают за «варварами» в щелочку забора, а столичные за аборигенами как за дикими зверями в клетке) режиссер спектакля Евгений Каменькович разовьет в крупную метафору: пристальное наблюдение друг за другом (отыграв свое, герои изредка присоединяются к зрителям, садясь в первые ряды) превращает персонажей в этаких диковинных василисков, которые испепелят друг друга своим любопытством и, увы, стремлением к подражательству.
С первых сцен кажется, что мы смотрим «Горячее сердце» или «Сердце не камень» выходит странный мужичок с гитарой и прилизанными волосами (Борис Горбачев), садится, играет, кушает булку с молоком, к нему приходят местный придурковатый философ Головастиков (Олег Любимов) и сумасшедший нечистоплотный бомж Дунькин муж (Томас Моцкус). Нищий танцует свои корявые танцы. Приезжие обнаружат здесь постыдные атавизмы прошлого отсутствие приличных гостиниц, извозчиков и, в особенности, манеру величать друг друга «господами».
Городок преобразится, когда бодрой походкой войдут на сцену инженеры из столицы: в черной коже, подтянутые, стильные, энергичные авиаторы, разрушители, террористы.
Вид Сергея Тарамаева в роли Черкуна заставляет пристальнее к нему приглядеться, вздрогнуть и проверить программку. Да, это он! Словно силач гирю, он с легкостью несет тяжелый измерительный прибор, более схожий с каким-нибудь изощренным огнестрельным оружием; он одет как стильный байкер моднющие кожаные брюки и остроносые «казаки», жесткие соломенные волосы, рыжая, суперэротичная щетина. Кажется, что Тарамаеву очень нетрудно играть этого чувственного циника, здоровенного и бодрого деятеля, но куда же исчезло все то, что так удачно использовал в прошлом Сергей Женовач, а потом и Николай Досталь в фильме «Мелкий бес»: эта изящная вялость, болезненный блеск в глазах, виноватая улыбка с сумасшедшинкой и непременная, очаровательная «каша во рту». Было бы крайне безрассудно сказать, что актер много приобрел, отказавшись от своего недавнего облика; напротив, мы стали свидетелями изумительной гибкости актерского «механизма».
Ту самую вялость, но уже развращенного, апатичного толка, мы увидим у Рустэма Юскаева в роли Цыганова развязный толстячок Жорж, соблазнительный бездельник, он явится той самой безликой и безразличной силой, которая разрушит нравственный покой города Верхополье. Когда в финале выясняется, что советы Жоржа подтолкнули провинциалов на воровство и подлость, и когда Цыганов смертельно обидит Головастикова, походя назвав его девятилетний труд «чепухой», становится ясно, что после отъезда инженеров волна самоубийств захлестнет город.
Черкун не таков Сергей Тарамаев несколько «гуманизирует» образ: с каждым поступком, с каждой его фразой мы замечаем, как все больше и больше доверяем цинику Черкуну, уступая его обаянию. Сперва подчеркнуто злой, разрушительный (хотя при этом Черкун единственный, кто работает в пьесе, как среди инженеров, так и среди горожан), неуступчивый и настойчивый. Нудный, требовательный говор, строгий металл в голосе: «Я не люблю пасторалей». Он утверждает, что мстит людям за свое прошлое, растаптывая «себя, униженного» в тех, кого унижает теперь со своей нынешней высоты. Когда между ним и местной главой Редозубовым (Тагир Рахимов) произойдет конфликт, и Черкун «поставит на место» зазнавшегося царька, его поступок покажется элементарным уличным хамством, перебранкой в подворотне. В его злобе желание самоуничтожиться, его мучит тоска по позитивной деятельности, которая не может реализоваться из-за вечного конфликта между ним и окружающим миром. И в этой тоске зародыш честности, прямоты, то самое «доброе в злом», которое находит Тарамаев в Черкуне. От этого крепкого, коренастого мужчины хочется ждать в будущем скупой одинокой слезы и какого-нибудь исключительного, небудничного милосердия. Черкун непременно должен измениться после этой скандальной истории, которую рассказал Горький.
Черкун с легкостью покоряет женщин, в них не нуждаясь и не требуя от них любви и ласки, он вообще не нуждается в людях. Он захватывает все то, что поддается. Возможно, приглашение на роли жены и любовницы Черкуна двух близняшек Кутеповых тонкая ирония режиссера над любвеобильностью этого рокового мужчины. Развившаяся к финалу страсть к Монаховой (Галина Тюнина) в этом случае кажется попыткой разорвать любовный круг нелегкой «победой» над женщиной, которая отнимет у «победителя» последние силы и волю, а у «побежденной» жизнь.
Как ни печально, но самоубийство Монаховой, очень похожее на смерть бесприданницы Островского, «не поделенной» между мужчинами, нравственная победа провинциалов над инженерами, пришедшими покорять и развращать. Заезжие инженеры утопают и стушевываются перед густым потоком самого неподдельного страдания, любви, страсти, желаний, который нисходит от возбужденного, всполошенного города. Это реванш. Городок своими слабыми средствами восстает пока еще естественные защитные реакции организма начинают вычищать нечистоты. Переболев, организм скоро снова окажется здоровым.
Отметим особо, что впервые театр «Мастерская Петра Фоменко» позволил себе собрать на сцене три поколения каркас труппы, молодых «фоменок» и приглашенных Бориса Горбачева и Людмилу Аринину, которая превосходно и мило сыграла роль Богаевской. Разорвав узкие поколенческие рамки, которые уже начали мешать искусству, труппа опять-таки впервые сыграла настоящую сложную драму без свойственных ей реприз и облегчающей драматизм иронии.
Павел Руднев, 01.2000
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000