Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно
Петр Фоменко поставил наконец давно обещанный спектакль по роману Льва Толстого «Война и мир»
На премьеру «Войны и мира» я отправился в первую очередь из любопытства.
Согласитесь, у каждого, кто читал эту четырехтомную эпопею Льва Толстого, сложились свои образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Элен Курагиной┘ У кого-то эти образы слились с масками актеров из фильма Бондарчука и стали для обывателя едва ли не шаблонными┘
Петр Фоменко задумал свой спектакль аж пять лет назад. Говорят, актеры на первых репетициях прочитали вслух весь роман┘
Я озадачен (первый акт)
Декорации в спектакле нарочито скромны: 7 жестких стульев, стремянка и два незавершенных портрета императоров Александра I и Наполеона. О масштабности первоисточника напоминает лишь огромная карта Европы 1805 года, заменяющая занавес.
Начало было неспешным. В салоне Анны Павловны Шерер актеры с томиками Толстого в руках вели чинный салонный треп. Я успел заподозрить, что дальше будет скучно┘ И зря.
Когда гости стали расходиться, рамы от императорских портретов вдруг превратились во вращающиеся двери, и все закружилось, и тонкая пряжа сюжета стала сплетаться в мудреное кружево┘ Князь Андрей (Илья Любимов) и Пьер Безухов (Андрей Казаков) продолжали беседу, посадив балаболку Шерер с виконтом де Мортемаром себе на плечи┘ А потом следует динамичная сцена лихой попойки с участием Безухова, за которой Болконский наблюдает со стороны с немым укором┘ В финале действия князя Андрея с медным тазом на голове (привет Дон-Кихоту!) отправляют на войну и разухабистые собутыльники, ставшие вдруг такими пай-мальчиками, поют отходную песню «Мальбрук в поход собрался».
Вопросик в антракте
Вот интересно: в спектакле более 30 персонажей. По нескольку на каждого актера. Так что некоторым приходится в каждом акте играть нового героя. Разумеется, дело не в нехватке актеров видимо, это нужно Фоменко для того самого плетения петелек и крючочков, составляющих ткань спектакля?
Я удивлен (второй акт)
О том, что актеры вышли на сцену в совершенно новых амплуа, зрители забыли через пару минут. Действие развивается параллельно на именинах в семействе Ростовых и в комнате мучительно умирающего старого графа Безухова. Безудержное веселье переплетено со смертельным трагизмом. Пьер кружится в замысловатом танце с тринадцатилетней Наташей Ростовой, которая, теряя бальную белоснежную перчатку, заменяет ее грубо связанной варежкой (подобных прелестных мелочей в спектакле немало). А следом врачи хлопочут вокруг старого графа, стараясь облегчить его страдания. О смерти графа зрители узнают по капелькам воды, звонко капающим во все тот же медный таз.
Я в восторге (третий акт)
Заключительное действие отдельный, третий спектакль. Забавен эпистолярный диалог двух подруг, княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной, прощание Андрея Болконского со своим отцом (пожалуй, самая пронзительная сцена спектакля, в которой, казалось, уже нельзя достичь большего напряжения, а оно все нарастало и нарастало). А в итоге вновь поют «Мальбрука»┘
Война так и остается «за кадром». Здесь лишь сгущающаяся атмосфера мира накануне. Мира перед грозой┘
Ксения Кутепова в один вечер играет беременную княгиню Болконскую, подвижную хохотушку Соню и Жюли, пишущую своей подруге душевные письма.
Три роли и у Галины Тюниной. Причем, как и Ксения, она не просто хороша, а блистательна. Хотя другие актеры на их фоне отнюдь не теряются.
Прелестна в роли Наташи Ростовой Полина Агуреева, очарователен старый граф Безухов Борис Горбачев. Запоминается даже Сергей Якубенко, сыгравший всего-то трех эпизодических персонажей.
Выдох
Фоменковская «Война и мир» длится более четырех часов, однако время не тянется тягостно. Очевидно, что спектакль, как живой организм, еще будет меняться. Интересно как. Я бы сходил еще раз. Может быть, это субъективно и эмоционально, но «Война и мир» показалась мне лучшим спектаклем из тех, что я видел за последние лет пять.
Согласитесь, у каждого, кто читал эту четырехтомную эпопею Льва Толстого, сложились свои образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Элен Курагиной┘ У кого-то эти образы слились с масками актеров из фильма Бондарчука и стали для обывателя едва ли не шаблонными┘
Петр Фоменко задумал свой спектакль аж пять лет назад. Говорят, актеры на первых репетициях прочитали вслух весь роман┘
Я озадачен (первый акт)
Декорации в спектакле нарочито скромны: 7 жестких стульев, стремянка и два незавершенных портрета императоров Александра I и Наполеона. О масштабности первоисточника напоминает лишь огромная карта Европы 1805 года, заменяющая занавес.
Начало было неспешным. В салоне Анны Павловны Шерер актеры с томиками Толстого в руках вели чинный салонный треп. Я успел заподозрить, что дальше будет скучно┘ И зря.
Когда гости стали расходиться, рамы от императорских портретов вдруг превратились во вращающиеся двери, и все закружилось, и тонкая пряжа сюжета стала сплетаться в мудреное кружево┘ Князь Андрей (Илья Любимов) и Пьер Безухов (Андрей Казаков) продолжали беседу, посадив балаболку Шерер с виконтом де Мортемаром себе на плечи┘ А потом следует динамичная сцена лихой попойки с участием Безухова, за которой Болконский наблюдает со стороны с немым укором┘ В финале действия князя Андрея с медным тазом на голове (привет Дон-Кихоту!) отправляют на войну и разухабистые собутыльники, ставшие вдруг такими пай-мальчиками, поют отходную песню «Мальбрук в поход собрался».
Вопросик в антракте
Вот интересно: в спектакле более 30 персонажей. По нескольку на каждого актера. Так что некоторым приходится в каждом акте играть нового героя. Разумеется, дело не в нехватке актеров видимо, это нужно Фоменко для того самого плетения петелек и крючочков, составляющих ткань спектакля?
Я удивлен (второй акт)
О том, что актеры вышли на сцену в совершенно новых амплуа, зрители забыли через пару минут. Действие развивается параллельно на именинах в семействе Ростовых и в комнате мучительно умирающего старого графа Безухова. Безудержное веселье переплетено со смертельным трагизмом. Пьер кружится в замысловатом танце с тринадцатилетней Наташей Ростовой, которая, теряя бальную белоснежную перчатку, заменяет ее грубо связанной варежкой (подобных прелестных мелочей в спектакле немало). А следом врачи хлопочут вокруг старого графа, стараясь облегчить его страдания. О смерти графа зрители узнают по капелькам воды, звонко капающим во все тот же медный таз.
Я в восторге (третий акт)
Заключительное действие отдельный, третий спектакль. Забавен эпистолярный диалог двух подруг, княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной, прощание Андрея Болконского со своим отцом (пожалуй, самая пронзительная сцена спектакля, в которой, казалось, уже нельзя достичь большего напряжения, а оно все нарастало и нарастало). А в итоге вновь поют «Мальбрука»┘
Война так и остается «за кадром». Здесь лишь сгущающаяся атмосфера мира накануне. Мира перед грозой┘
Ксения Кутепова в один вечер играет беременную княгиню Болконскую, подвижную хохотушку Соню и Жюли, пишущую своей подруге душевные письма.
Три роли и у Галины Тюниной. Причем, как и Ксения, она не просто хороша, а блистательна. Хотя другие актеры на их фоне отнюдь не теряются.
Прелестна в роли Наташи Ростовой Полина Агуреева, очарователен старый граф Безухов Борис Горбачев. Запоминается даже Сергей Якубенко, сыгравший всего-то трех эпизодических персонажей.
Выдох
Фоменковская «Война и мир» длится более четырех часов, однако время не тянется тягостно. Очевидно, что спектакль, как живой организм, еще будет меняться. Интересно как. Я бы сходил еще раз. Может быть, это субъективно и эмоционально, но «Война и мир» показалась мне лучшим спектаклем из тех, что я видел за последние лет пять.
Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000