Явление первое
Судьба актера – это счастливый случай, который превращает статистов в главных героев. Две восходящие звезды театра и кино – Ирина Горбачева, сыгравшая в спектакле «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская Петра Фоменко», и Валерия Кожевникова, которую можно будет увидеть в британском артхаусе «Лени.Лени» (премьера состоится в рамках берлинского кинофестиваля), рассказали InStyle о ролях, которые изменили их жизнь.
Сводить с ума — вот настоящее призвание Ирины Горбачевой, которую без сомнений можно назвать главным театральным открытием 2015 года. После премьеры шекспировского «Сна в летнюю ночь» на сцене «Мастерской Петра Фоменко», где 27-летняя актриса сыграла Елену, театральная Москва заговорила о рождении сверхновой звезды — сексуальной, искренней и просто космически талантливой. А ее прочтение образа любящей, но нелюбимой Елены, которая изо всех сил борется за свое счастье, кажется одним из самых трогательных и интересных за всю историю постановок «Сна». Сама Горбачева на хвалебные отзывы реагировала спокойно, интервью давала редко и от спектакля к спектаклю демонстрировала все большее мастерство. Итог — номинация на «Золотую маску» в категории «Лучшая женская роль» и многочисленные предложения о съемках в глянцевых журналах. «Как я к этому отношусь? Мне волнительно и интересно, — хихикает Ирина. — Я рада, что судьба распорядилась так, что я сыграла эту роль, ведь изначально меня брали на эльфа». Когда она смеется (а смеется Ира постоянно), ее низкий голос срывается на очаровательную хрипотцу, а резкая пластика движений делает ее похожей на большую красивую птицу. Глядя, как она играет и позирует, сложно представить, что Ира вовсе не собиралась становиться актрисой, — школу она окончила на тройки и видела себя фитнес тренером, а в Щукинское училище пошла буквально от нечего делать. «Я никогда не строила планы на будущее — плыла по течению. А осознала, что актерство — это мое, только на третьем году работы в театре», — говорит она.
Похоже, подобные жизненные коллизии — тенденция для этого актерского поколения. 31-летняя Валерия Кожевникова, звезда британского байопика «Лени. Лени» (премьера состоится в рамках Берлинского кинофестиваля), в котором она сыграла великую и ужасную Лени Рифеншталь, по образованию — менеджер. Она выросла в Нижнем Тагиле и с детства считала актерскую профессию недостижимой мечтой. «Я не верила в себя, и у меня был ужасный страх перед публичными выступлениями, — вспоминает Кожевникова. — Решила посвятить себя семье, но в какой-то момент поняла, что я — актриса. Оставалось лишь доказать это себе и миру». Поступать в театральный институт она не стала («У меня было слишком мало времени на осуществление мечты»), окончила Лондонскую школу актерского мастерства Metfilm School и начала упорно штурмовать кастинги.
Миниатюрная улыбчивая Валерия с роскошной косой до талии на первый взгляд кажется настоящим воплощением женственности, мягкости и простоты. Но стоит заговорить о работе, как взгляд ее становится пронзительным, а в голосе начинают звучать железные нотки. Лера не скрывает, что получила роль своей мечты случайно: всему виной ее портретное сходство с Лени Рифеншталь (режиссер фильма Эдриан Виториа и продюсер Алистэр Одсли увидели девушку в клипе Виктории Дайнеко и после первых проб отдали ей роль). «Но мне пришлось работать по 10 часов в день над произношением и пластикой. А еще прочесть про Лени все, что я смогла найти, чтобы понять, каково это — быть женщиной, которая умеет управлять толпой. О, я бы хотела стать такой».
Умение подчинять себе людей, с первой секунды завоевывать внимание зрителя… Как долго нужно этому учиться? И можно ли научиться вообще? А может быть, все зависит исключительно от природного дара? Лера убеждена, что успех актера на 90% предопределен талантом и харизмой, которые либо есть, либо нет. А по мнению Иры, необходимо пройти долгий путь, чтобы актерская личность состоялась. И первый шаг она уже сделала. «Есть роли, которые меняют актерскую судьбу. Елена стала для меня такой. Благодаря ей я снова начала двигаться вперед и расти, хотя был период, когда казалось, что ничего особенного в моем творчестве не произойдет», — говорит Горбачева.
После смерти худрука «Мастерской» Петра Наумовича Фоменко она потеряла творческие ориентиры и не знала, в какую сторону двигаться — работать в театре, пойти в телеведущие или стать стендап-комиком? (Кстати, в последнем Ира явно преуспела — ее инстаграм @irina_gorbacheva, в котором она выкладывает гомерически смешные селфи-видео, на прошлой неделе пересек черту в 593 тысячи (!) подписчиков). И именно шекспировская Елена помогла ей выйти из творческого кризиса. «Сон» стал для меня пробуждением. И я очень боюсь снова заснуть, — говорит она. — Когда спектакль с самого начала очень хорошо принимают, у артиста появляется большой соблазн перестать выкладываться по максимуму“. Впрочем, кажется, что ни Горбачевой, ни Кожевниковой это не грозит. Расслабляться актрисы не намерены и сегодня уже вовсю работают над новыми проектами: Ира репетирует роль глухонемой дочери Мамаши Кураж в спектакле Кирилла Вытоптова по известной пьесе Бертольта Брехта Мамаша Кураж и ее дети“, а Лера едет в Голливуд на съемки драмы о событиях 11 сентября, в которой получила небольшую роль. Работа над «Лени. Лени» изменила меня и научила очень многим вещам. Прежде всего, не бояться и выходить из зоны комфорта“. Похоже, обеим нашим героиням это неплохо удается, а значит, их шансы на успех весьма велики. Ведь, как сказал знаменитый актер Майкл Китон: Смелость — важнейшее качество актера. Если у тебя ее нет, лучше искать другую работу“.
Актерская профессия — ремесло или искусство?
Ира: Совокупность того и другого. Раньше казалось, что только искусство и импровизация. Сейчас понимаю, что на 75% это ремесло. И очень круто, когда получается им овладеть, — постоянная шлифовка и отсечение лишнего помогают сделать игру актера прозрачно чистой.
Лера: Согласна, но при любом раскладе, пожалуй, самое важное — это победить свою лень. Не рассчитывать на озарение и вдохновение, а пахать, работать над собой каждый день.
В каких жанрах вы мечтаете себя попробовать?
Ира: В последнее время меня привлекает невербальный пластический театр. А в кино — танцевальные фильмы и мюзиклы.
Лера: Костюмированные драмы в кино. И, конечно, роли в театре. Но для этого мне еще нужно поучиться.
О какой роли вы мечтаете?
Ира: Злая королева в футуристической комедии.
Лера: Девушка-убийца в новом проекте продюсера Алистэра Одсли, куда он пригласил меня после съемок Лени. Лени“.
С кем из великих вы мечтаете поработать?
Ира: С режиссером Уэсом Андерсоном. Обожаю его эстетику и готова сниматься в его кино бесплатно. Вот бы он взял меня в кинорабство!
Лера: Меня восхищают британские актеры Колин Ферт, Рэйф Файнс и Бенедикт Камбербэтч. Это было бы настоящим подарком — поработать с такими профессионалами!
Когда вы в последний раз плакали в кино или в театре?
Лера: На Выжившем“. И еще недавно чуть не заплакала на спектакле Фотография 51“ в лондонском театре Noёl Coward с Николь Кидман в главной роли — от того, как не понравилось.
Ира: Я вообще чуть что рыдаю. Из последнего — Марсианин“, Молодость“. На Выжившем“ нет — где там плакать?
Как вы предпочитаете отдыхать?
Ира: В путешествиях. Надеюсь, мой следующий отпуск пройдет в окружении ледников и пингвинов.
Лера: С любимым. Но вообще я терпеть не могу отдыхать. Мне все время кажется, что я теряю время.
Сводить с ума — вот настоящее призвание Ирины Горбачевой, которую без сомнений можно назвать главным театральным открытием 2015 года. После премьеры шекспировского «Сна в летнюю ночь» на сцене «Мастерской Петра Фоменко», где 27-летняя актриса сыграла Елену, театральная Москва заговорила о рождении сверхновой звезды — сексуальной, искренней и просто космически талантливой. А ее прочтение образа любящей, но нелюбимой Елены, которая изо всех сил борется за свое счастье, кажется одним из самых трогательных и интересных за всю историю постановок «Сна». Сама Горбачева на хвалебные отзывы реагировала спокойно, интервью давала редко и от спектакля к спектаклю демонстрировала все большее мастерство. Итог — номинация на «Золотую маску» в категории «Лучшая женская роль» и многочисленные предложения о съемках в глянцевых журналах. «Как я к этому отношусь? Мне волнительно и интересно, — хихикает Ирина. — Я рада, что судьба распорядилась так, что я сыграла эту роль, ведь изначально меня брали на эльфа». Когда она смеется (а смеется Ира постоянно), ее низкий голос срывается на очаровательную хрипотцу, а резкая пластика движений делает ее похожей на большую красивую птицу. Глядя, как она играет и позирует, сложно представить, что Ира вовсе не собиралась становиться актрисой, — школу она окончила на тройки и видела себя фитнес тренером, а в Щукинское училище пошла буквально от нечего делать. «Я никогда не строила планы на будущее — плыла по течению. А осознала, что актерство — это мое, только на третьем году работы в театре», — говорит она.
Похоже, подобные жизненные коллизии — тенденция для этого актерского поколения. 31-летняя Валерия Кожевникова, звезда британского байопика «Лени. Лени» (премьера состоится в рамках Берлинского кинофестиваля), в котором она сыграла великую и ужасную Лени Рифеншталь, по образованию — менеджер. Она выросла в Нижнем Тагиле и с детства считала актерскую профессию недостижимой мечтой. «Я не верила в себя, и у меня был ужасный страх перед публичными выступлениями, — вспоминает Кожевникова. — Решила посвятить себя семье, но в какой-то момент поняла, что я — актриса. Оставалось лишь доказать это себе и миру». Поступать в театральный институт она не стала («У меня было слишком мало времени на осуществление мечты»), окончила Лондонскую школу актерского мастерства Metfilm School и начала упорно штурмовать кастинги.
Миниатюрная улыбчивая Валерия с роскошной косой до талии на первый взгляд кажется настоящим воплощением женственности, мягкости и простоты. Но стоит заговорить о работе, как взгляд ее становится пронзительным, а в голосе начинают звучать железные нотки. Лера не скрывает, что получила роль своей мечты случайно: всему виной ее портретное сходство с Лени Рифеншталь (режиссер фильма Эдриан Виториа и продюсер Алистэр Одсли увидели девушку в клипе Виктории Дайнеко и после первых проб отдали ей роль). «Но мне пришлось работать по 10 часов в день над произношением и пластикой. А еще прочесть про Лени все, что я смогла найти, чтобы понять, каково это — быть женщиной, которая умеет управлять толпой. О, я бы хотела стать такой».
Умение подчинять себе людей, с первой секунды завоевывать внимание зрителя… Как долго нужно этому учиться? И можно ли научиться вообще? А может быть, все зависит исключительно от природного дара? Лера убеждена, что успех актера на 90% предопределен талантом и харизмой, которые либо есть, либо нет. А по мнению Иры, необходимо пройти долгий путь, чтобы актерская личность состоялась. И первый шаг она уже сделала. «Есть роли, которые меняют актерскую судьбу. Елена стала для меня такой. Благодаря ей я снова начала двигаться вперед и расти, хотя был период, когда казалось, что ничего особенного в моем творчестве не произойдет», — говорит Горбачева.
После смерти худрука «Мастерской» Петра Наумовича Фоменко она потеряла творческие ориентиры и не знала, в какую сторону двигаться — работать в театре, пойти в телеведущие или стать стендап-комиком? (Кстати, в последнем Ира явно преуспела — ее инстаграм @irina_gorbacheva, в котором она выкладывает гомерически смешные селфи-видео, на прошлой неделе пересек черту в 593 тысячи (!) подписчиков). И именно шекспировская Елена помогла ей выйти из творческого кризиса. «Сон» стал для меня пробуждением. И я очень боюсь снова заснуть, — говорит она. — Когда спектакль с самого начала очень хорошо принимают, у артиста появляется большой соблазн перестать выкладываться по максимуму“. Впрочем, кажется, что ни Горбачевой, ни Кожевниковой это не грозит. Расслабляться актрисы не намерены и сегодня уже вовсю работают над новыми проектами: Ира репетирует роль глухонемой дочери Мамаши Кураж в спектакле Кирилла Вытоптова по известной пьесе Бертольта Брехта Мамаша Кураж и ее дети“, а Лера едет в Голливуд на съемки драмы о событиях 11 сентября, в которой получила небольшую роль. Работа над «Лени. Лени» изменила меня и научила очень многим вещам. Прежде всего, не бояться и выходить из зоны комфорта“. Похоже, обеим нашим героиням это неплохо удается, а значит, их шансы на успех весьма велики. Ведь, как сказал знаменитый актер Майкл Китон: Смелость — важнейшее качество актера. Если у тебя ее нет, лучше искать другую работу“.
Актерская профессия — ремесло или искусство?
Ира: Совокупность того и другого. Раньше казалось, что только искусство и импровизация. Сейчас понимаю, что на 75% это ремесло. И очень круто, когда получается им овладеть, — постоянная шлифовка и отсечение лишнего помогают сделать игру актера прозрачно чистой.
Лера: Согласна, но при любом раскладе, пожалуй, самое важное — это победить свою лень. Не рассчитывать на озарение и вдохновение, а пахать, работать над собой каждый день.
В каких жанрах вы мечтаете себя попробовать?
Ира: В последнее время меня привлекает невербальный пластический театр. А в кино — танцевальные фильмы и мюзиклы.
Лера: Костюмированные драмы в кино. И, конечно, роли в театре. Но для этого мне еще нужно поучиться.
О какой роли вы мечтаете?
Ира: Злая королева в футуристической комедии.
Лера: Девушка-убийца в новом проекте продюсера Алистэра Одсли, куда он пригласил меня после съемок Лени. Лени“.
С кем из великих вы мечтаете поработать?
Ира: С режиссером Уэсом Андерсоном. Обожаю его эстетику и готова сниматься в его кино бесплатно. Вот бы он взял меня в кинорабство!
Лера: Меня восхищают британские актеры Колин Ферт, Рэйф Файнс и Бенедикт Камбербэтч. Это было бы настоящим подарком — поработать с такими профессионалами!
Когда вы в последний раз плакали в кино или в театре?
Лера: На Выжившем“. И еще недавно чуть не заплакала на спектакле Фотография 51“ в лондонском театре Noёl Coward с Николь Кидман в главной роли — от того, как не понравилось.
Ира: Я вообще чуть что рыдаю. Из последнего — Марсианин“, Молодость“. На Выжившем“ нет — где там плакать?
Как вы предпочитаете отдыхать?
Ира: В путешествиях. Надеюсь, мой следующий отпуск пройдет в окружении ледников и пингвинов.
Лера: С любимым. Но вообще я терпеть не могу отдыхать. Мне все время кажется, что я теряю время.
Анастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- Женщина года 2016: Ирина ГорбачеваДмитрий Быков, «GQ», 22.09.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Ирина Горбачева: «Те, кто в Москве, чуть-чуть в халате»Дарья Булыгина, «TimeOut», 29.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012