Двое из Дублина
В «Мастерской П. Фоменко» сыграли «Улисса»
Первым делом надо сказать, что это подвиг, совершенный режиссером Евгением Каменьковичем и актерами театра. Самый большой и самый загадочный роман ХХ века, «Улисс» Джеймса Джойса едва ли не во всем объеме представлен на сцене. Общеизвестно, что он труден для чтения, революционен по форме и языку, повлиял на всю последующую литературу и т. д. Словом, много ли тех, кто одолел его до конца? Я, увы, сломалась на 28-й странице, сдалась, позорно отступив перед пугающей глыбой. А Каменькович ее одолел. Мало того, и актеров за собой увлек. Рассказывают, они еще и «Одиссею» Гомера все вместе читали, потому как у Джойса прямые с ней ассоциации прослеживаются. Спросите, какое это имеет отношение к искусству театра? Отвечу самое прямое. Артисты «Мастерской» произносят этот литературно-изощренный, зашифрованный, многословный, ассоциативный текст так, будто вся эта философская, филологическая игра им нипочем. Будто они сами ее придумали и теперь вот дразнят нас, думать и разгадывать вынуждают.
Что это подвиг, многие согласны. Вот только особо строгие критики вопрос задают: «Для чего его совершали? Для каких таких задач?» И это, конечно, вопрос вопросов. Нелегко ответить. Впрочем, надо помнить, что создателям спектакля было гораздо труднее. Они ведь год целый его репетировали, он еще доходить будет, развиваться, дыхание набирать. А все же одна задача, похоже, для Каменьковича главная, ясна вполне. Познакомить публику с романом века, дать ей понять, что ничего такого недоступного в нем нет, надо только расслабиться, втянуться в этот завораживающий поток слов, звуков и образов, из которых в конце концов непременно высветится смысл.
Мелкий рекламный агент Леопольд Блум и школьный учитель, поэт Стивен Дедал ушли ранним утром 16 июня 1904 года из дому и весь день бродили по Дублину, сойдясь наконец поздней ночью. Собственно, это их путешествие и есть содержание огромного романа. Дом, школа, пляж, чьи-то похороны, улицы, редакция газеты, национальная библиотека, споры о Шекспире, случайные встречи, бордель и, наконец, снова дом. Обыденная (абсурдная, примитивная, возвышенная etc.) жизнь частного человека, как в микроскоп рассматриваемая, вот что явлено нам на сцене, и наблюдать ее интересно чрезвычайно. Прежде всего это красиво и изысканно сделано. Игра с тенями на заднике, остроумно использованные металлические конструкции с винтовыми лестницами (сценография Владимира Максимова). Мизансцены легки и стремительны. Стиль меняется, как и у Джойса, с издевательской скоростью. Утонченность переходит в откровенную грубость, а пародия устремляется к драме без всякого предупреждения. И, наконец, актеры. Тут все хороши Юрий Буторин (Стивен Дедал), Анатолий Горячев (Леопольд Блум) и те, кто играет дублинцев: Андрей Казаков, Олег Любимов, Алексей Колубков, Владимир Топцов, Василий Фирсов, Роза Шмуклер. Ну и, конечно, Полина Кутепова (Молли Блум). Огромным, минут на тридцать монологом она берет на себя финал спектакля и играет его поразительно сильно, как большая актриса.
Однако мы помним, что роман Джойса был для своего времени революционен. Спектакль «Мастерской П. Фоменко», не стану спорить, никакой революции в театре не совершил, ничего нового не изобрел. Он просто хорош, и все. Стоило ли тогда Джойса ставить? Еще как стоило! Я, например, уже за сотую страницу в романе перевалила. Спасибо Каменьковичу.
«Итоги», 9.02.2009
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993