День, жизнь и вечность
«Улисс» в театре «Мастерская Петра Фоменко», режиссер Евгений Каменькович
Рассуждать в контексте современного театра о том, насколько разумно, пренебрегая драматургией, инсценировать вовсе не предназначенную для этого прозу, довольно бессмысленно. Роман на сцене давно стал обычной театральной реалией. И свидетельствует это, наверное, прежде всего о кризисе актуальной драматургии, а не о специфических склонностях постановщиков. Впрочем, бывают и исключения.
Идею поставить в театре роман Джеймса Джойса «Улисс» едва ли можно объяснить тем, что режиссер не нашел подходящей пьесы. Хотя бы только потому, что менее сценичное произведение трудно даже вообразить. Этот семисотстраничный шедевр одни его поклонники и литературоведы называют главным романом XX века, другие простые смертные самой скучной книгой на свете. Однако и те, и другие сходятся в вердикте: «Улисс» на сцене невероятно!
Только не для Евгения Каменьковича. Видимо, сознание театрального художника устроено так, что его личное пристрастие просто не может не обрести сценическую форму. Что не всегда, конечно, дает хороший результат. Однако пристрастие к Джойсу этого режиссера стало большой удачей для театра «Мастерская Петра Фоменко».
С полистилистикой и литературностью романа Джойса, а также с его впечатляющим объемом режиссер справился в буквальном смысле играючи. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, который писатель проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей, Евгений Каменькович превратил в шестичасовой фейерверк актерского искусства.
Леопольда Блума с блеском играет Анатолий Горячев. Обольстительный и смешной, пошловатый и романтичный, изысканный и слащавый, его Польди изменчив, как Протей. Впрочем, эти перевоплощения построены на нюансах. Это игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти. Ведь речь идет о простом человеке, проживающем один из дней своей жизни, похожих на сотни других дней. Лицедейство тут ни к чему.
Предельно подробный выписанный до мельчайших черточек день в романе Джойса становится воплощением всех дней, прожитых человечеством, и стремится к бесконечности. И точно так же подробность актерской игры на сцене создает образ максимально конкретный и безграничный одновременно. Сопоставление песчинки и океана, дня и вечности, человека и человечества та увлекательная игра, в которую вслед за Джойсом Евгений Каменькович предлагает сыграть зрителю. И она завораживает.
Юрий Буторин в роли Стивена Дедала, а также Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер играют так, что возникает неодолимое желание, вопреки неписаным законам драматического театра, провожать каждую сцену аплодисментами.
Но главная героиня и центр «Улисса» конечно, Полина Кутепова в роли Молли, жены Леопольда Блума. Она появляется в первой сцене спектакля и завершает его впечатляющим финальным монологом. Ее ненавязчивая обольстительность, умение сочетать порочность с детской невинностью, гипнотическая медлительность движений и голоса создают женщину, которая воплощает всю мировую женственность.
Единственное, чего, возможно, недостает этому во всех отношениях прекрасному спектаклю, генеральной идеи. Свое калейдоскопичное действо режиссер завершил эффектным появлением знака бесконечности на заднике. Что больше похоже на многоточие, чем на точку. Зато «Улисс» Евгения Каменьковича прекрасен, как настоящее дитя любви. Он смотрится на одном дыхании, очаровывает и оставляет послевкусие, с которым не хочется расставаться.
Идею поставить в театре роман Джеймса Джойса «Улисс» едва ли можно объяснить тем, что режиссер не нашел подходящей пьесы. Хотя бы только потому, что менее сценичное произведение трудно даже вообразить. Этот семисотстраничный шедевр одни его поклонники и литературоведы называют главным романом XX века, другие простые смертные самой скучной книгой на свете. Однако и те, и другие сходятся в вердикте: «Улисс» на сцене невероятно!
Только не для Евгения Каменьковича. Видимо, сознание театрального художника устроено так, что его личное пристрастие просто не может не обрести сценическую форму. Что не всегда, конечно, дает хороший результат. Однако пристрастие к Джойсу этого режиссера стало большой удачей для театра «Мастерская Петра Фоменко».
С полистилистикой и литературностью романа Джойса, а также с его впечатляющим объемом режиссер справился в буквальном смысле играючи. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, который писатель проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей, Евгений Каменькович превратил в шестичасовой фейерверк актерского искусства.
Леопольда Блума с блеском играет Анатолий Горячев. Обольстительный и смешной, пошловатый и романтичный, изысканный и слащавый, его Польди изменчив, как Протей. Впрочем, эти перевоплощения построены на нюансах. Это игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти. Ведь речь идет о простом человеке, проживающем один из дней своей жизни, похожих на сотни других дней. Лицедейство тут ни к чему.
Предельно подробный выписанный до мельчайших черточек день в романе Джойса становится воплощением всех дней, прожитых человечеством, и стремится к бесконечности. И точно так же подробность актерской игры на сцене создает образ максимально конкретный и безграничный одновременно. Сопоставление песчинки и океана, дня и вечности, человека и человечества та увлекательная игра, в которую вслед за Джойсом Евгений Каменькович предлагает сыграть зрителю. И она завораживает.
Юрий Буторин в роли Стивена Дедала, а также Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер играют так, что возникает неодолимое желание, вопреки неписаным законам драматического театра, провожать каждую сцену аплодисментами.
Но главная героиня и центр «Улисса» конечно, Полина Кутепова в роли Молли, жены Леопольда Блума. Она появляется в первой сцене спектакля и завершает его впечатляющим финальным монологом. Ее ненавязчивая обольстительность, умение сочетать порочность с детской невинностью, гипнотическая медлительность движений и голоса создают женщину, которая воплощает всю мировую женственность.
Единственное, чего, возможно, недостает этому во всех отношениях прекрасному спектаклю, генеральной идеи. Свое калейдоскопичное действо режиссер завершил эффектным появлением знака бесконечности на заднике. Что больше похоже на многоточие, чем на точку. Зато «Улисс» Евгения Каменьковича прекрасен, как настоящее дитя любви. Он смотрится на одном дыхании, очаровывает и оставляет послевкусие, с которым не хочется расставаться.
Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993