Все начинается в фойе
И фразы: «Мир завалился» вполне достаточно, чтобы выразить драматизм эпохи, в начале которой в салонах русской аристократии говорили по-французски, подражали императору-корсиканцу, играли в подвиги на офицерских вечеринках, а потом открывали в себе подлинно русское, незыблемо героическое и с этим открытием шли поправлять завалившийся мир
Московский театр “Мастерская Петра Фоменко” начинался в Кирове с выставки. Посвященная творчеству Мастера, создавшего не только коллектив единомышленников, но и особую театральную эстетику, располагалась эта выставка в фойе второго этажа Кировского драмтеатра. И так естественно вписалась в его пространство, что казалось всегда там находились маленький столик с зеленым верхом, пишущая машинка с заправленным в каретку титульным листом договора, самовар со связкой сушек, сухие цветы в вазах, афиши поставленных им спектаклей “Любовь Яровая”, “Пиковая дама”, “Плоды просвещения”, “Король Матиуш”, “Великий рогоносец”, “Калигула” в Малом театре СССР, театрах имени Евг. Вахтангова, имени Маяковского, Моссовета, “Сатирикон”. Как и похожие на фрагменты разобранных этажерок знаменитые рамки, которые любил “обыгрывать” в своих постановках Петр Наумович Фоменко, как и закрепленные в них фотографии, на которых запечатлены моменты репетиций и общения Мастера с учениками.
Знакомясь с экспозицией, листая страницы рукописи пьесы “Триптих”, чернового варианта распределения ролей (“человек из Иркутска, тетя Фаня” и т.д.), зрители ощущали себя в мастерской, из которой рукой подать до того, что создано, сотворено
И в самом деле: прозвенел третий звонок и там, на сцене, зажигает свечи дворецкий Павлин Савельич (арт. Андрей Казаков). Тьма, сгустившаяся было в начале творения, рассеивается. И сливавшиеся бой часов, звон колоколов, вскрики помещицы Меропии Давыдовны Мурзавецкой (арт. Мадлен Джабраилова): “Окаянная я!” и пропетые в унисон с Глафирой (арт. Галина Тюнина) молитвенные слова: “По множеству щедрот твоих. ..” отделяются друг от друга. Всё напускное спадёт, как черный балахон, притворное отступит, открывая истинные намерения. И хотя Глафира еще склоняет долу покрытую темным платком головушку, наигрывая смирение, скрывать, что не всегда была она девушкой на послушании, нужды уже нет. А поскольку сухоядение ей надоело, так почему бы не вспомнить, как весело она жила в Петербурге.
Тем более что и случай представился: Мурзавецкой нужны глаза и уши в доме молодой вдовы Евлампии Николаевны Купавиной (арт. Полина Кутепова), которую неплохо бы выдать замуж за племянника помещицы Аполлона Викторовича Мурзавецкого (арт. Рустэм Юскаев). А чтобы посговорчивей была, фальшивыми векселями постращать, производство которых в необходимом количестве услужливо организует бывший член уездного суда Вукол Наумович Чугунов (арт. Тагир Рахимов), благо почерк у Клавдия Горецкого (арт. Кирилл Пирогов) для такого дела подходящий и уверенности, что сделанная за деньги подлость подлостью не является, у него хоть отбавляй.
Вот только афера с векселями так и не выйдет на первый план. Потому что бедная девица Глафира Алексеевна на тонкой грани интонации сыграет свою партию настолько безукоризненно, что почетный мировой судья Михаил Борисович Лыняев (арт. Алексей Клобуков) скажет: “Хороша ” И тут же добавит: “Усадьба ”, будто испугавшись своего холостяцкого интереса к даме, приятной во всех отношениях. Для него ведь жениться как жизнь потерять, полную мнимой свободы в принятии самостоятельных решений. А Купавина с легкостью переймет не только иронично-снисходительную интонацию победительницы от своей подруги: “Ой, по-своему, по-своему ”, но и гибкую линию ее игривого настроения: “Нет, нет, нет! А впрочем да ” И через всю сцену к соседу своему Василию Ивановичу Беркутову (арт. Карэн Бадалов), протягивая руки для поцелуя, игнорируя всех прежде отрекомендованных ей как завидные женихи.
Вытребовав пару слов в оправдание, Аполлон только и молвит: “Судьба-индейка”. Лыняев простодушно заметит: “Сердце доброе, душа чиста вот и толстею”. Клавдий останется при своём: “Благоприобретенного нету, родового не имею ” Да Вукол Чугунов на вопрос: “Чем это у вас табачок пахнет?”, привычно почесывая себя чуть пониже спины, ответит не моргнув глазом: “А вы знаете жасмином”. Меропия же Давыдовна так и не заметит, как, желая всем и вся руководить, сама будет руководима теми, кого считала овцами, иронизируя: “Дай, Боже, нашему теляти волка поймати ”
Так ведь дал. И поймали. Покачиваясь в гамаке, Глафира разыграет смущение: “Ой, и люди здесь Что вы со мной сделали!“, и приобнимет Лыняева так, что тому только и останется сказать обреченно: “Ну я женюсь ” в присутствии Купавиной, Беркутова и иже с ними. И Купавина, как способная ученица, представит свидетелям самоуверенного Беркутова в таком положении, что тому впору не о том, как Сибирская железная дорога по плоской губернии пройдет, подминая под себя и купавинский лес, горделиво размышлять, а соглашаться на ее предложение: “Давайте мы с вами, как деловые люди, под ручку пройдем ” А там и под венец, и за свадебку.
Так открываются новые грани и в переливах света “размыкается” пространство старой, как мир, пьесы о том, что одним суждено быть смиренными, как овечки, а другим хищными, как волки. Чеховский импрессионизм, привнесенный в сагу А. Н. Островского о купеческих нравах, творит чудеса. Конечно, правда хорошо, а счастье лучше. Да и на всякого мудреца довольно простоты. Но все равно классику так и нужно играть: не ломая сюжет, не посыпая текст нафталином, а легко, непринужденно, талантливо и местами гениально. И тогда современные ассоциации сами придут. Как в комедии с одним антрактом “Волки и овцы”, как в сценической композиции “Война и мир. Начало романа”, как в постановке “Семейное счастие”, тоже сценической композицией названной в гастрольной афише театра “Мастерская Петра Фоменко”.
Кстати, семейная составляющая вполне могла быть приложена к сценам из начальных глав романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, озаглавленным в программке просто “Москва”, “Петербург”, “Лысые горы”. Но семейному счастью Ростовых, Безуховых, Болконских, поочередно представленных в них, мешала надвигающаяся война 1812 года. Всё ведь хорошо. Княгине Елизавете Болконской (арт. Ксения Кутепова) суждено испытать радость материнства. Пьеру Безухову (арт. Андрей Казаков) надлежит стать наследником графского титула и немалого состояния. Наташа Ростова (арт. Полина Агуреева) просто безудержно весела, пробегая средь шумного бала в атласной перчатке на одной руке и в шершавой рукавице “от сталевара” на другой. Но все будто разрываются между разнесенными по краям сцены недорисованными портретами Наполеона и Александра I, то присягая на верность, то демонстративно отворачиваясь. Даже когда их унесут на пару действий и сквозь пустые рамы станут проходить, временами все-таки застревая, многочисленные персонажи (порядка семидесяти!), привычка примерять треуголку на свою бедовую головушку останется. А уж когда снова вернут
Корсиканским чудовищем наречет прежде обожаемого всем салоном Аннет Шерер императора Бонапарта Жюли Курагина (ее тоже играла Ксения Кутепова) и отхлещет по нарисованным щекам сложенным веером письмом, которое только что писала брату в армию. А русскому царю Александру мило улыбнется, дав право выслушивать его манифесты отдельным представителям мужского населения постановки. И Пьер Безухов, размышлявший в прологе спектакля о силе, которая движет народами, целую пародию изобразит на низвергнутого отныне кумира. А ведь и сам падал в том самом прологе, перескакивая со стула на стул, с вопроса: “Что всё это значит?” на вопрос: “Зачем ты идешь на войну?”, после самоанализа: “Я. ..Я!” вдруг прозревая: “Да что я?”
Кстати, портреты противоборствующих императоров так и останутся недорисованными, никто из действующих лиц не возьмется их завершить. Только истории дано право привносить объясняющие штрихи, уточняющие художественную правду детали. И на большой географической карте, являющейся еще одним элементом сложной сценографии этой постановки, казалось бы, ничего не исправишь. И задергивая ее, как занавес, врачи-иноземцы (арт. Томас Моцкус и Карэн Бадалов) соглашаются с диагнозом домочадцев: “Как он плох!”, но повосхищаться генетической стойкостью старого графа Кирилла Владимировича Безухова (арт. Дмитрий Захаров), только после шестого приступа болезни отошедшего в мир иной, в удовольствии себе не откажут. Но у карты уже отец (снова арт. Карэн Бадалов) и сын (арт. Илья Любимов) Болконские.
Каждый знает, какую цену нужно положить, чтобы из карты наполеоновских завоеваний она превратилась в карту русских побед. О том и речь прямая, сдержанная, отрывистая. И вдруг, будто услышав безмолвное размышление зрительного зала о том, что на карте этой проще степи кочующих киргизов рассмотреть, чем Вятскую губернию, Николай Андреевич Болконский примется подсказывать Болконскому Андрею Николаевичу, как сделать, чтобы “своя свои познаша и не побиша”. Почти в точности повторяя известное вятское присловье из летописи времен более ранних, чем 1812 год, Болконский-старший будто привет передает притихшим зрителям.
Импровизация это была или твердо прописанная в инсценировке реплика, не знаю ни с текстом пьесы “Война и мир. Начало романа”, ни с текстом бессмертного творения Льва Николаевича Толстого не сверялся. Тем более что в живой ткани спектакля таких нетолстовских вкраплений множество. То бессловесный паж появится в свите сопровождающих Андрея Болконского на войну. То князь наш вместо треуголки водрузит на свою голову что-то похожее на донкихотский медный таз, отбивая пальцами дробь по его поверхности и напевая в такт: “Мальбрук в поход собрался Бог весть, вернется ли?” То актеры, в начале спектакля “засветившиеся” в одних ролях, по мере развития действия примутся играть другие, время от времени сверяясь с толстовским томом не напутали ли? Правда, Наташа Ростова (арт. Полина Агуреева), читая: “Вбегает некрасивая девочка”, интересуется у классика: “Почему “некрасивая?” и, не дождавшись ответа, резюмирует: “Некрасивая, зато живая”
Так и устанавливается оправдывающий ожидания сцены и зала диалог. Так и создается из вроде бы несценического полотна русской жизни вполне драматургическое цельное произведение, способное и в крупицах бессмертной эпопеи выразить весь ее космический масштаб. И фразы: “Мир завалился” вполне достаточно, чтобы выразить драматизм эпохи, в начале которой в салонах русской аристократии говорили по-французски, подражали императору-корсиканцу, играли в подвиги на офицерских вечеринках, а потом открывали в себе подлинно русское, незыблемо героическое и с этим открытием шли поправлять завалившийся мир.
Вот только все ли услышали эту фразу, все ли были готовы к тому, чтобы воспринять ее во всей полноте, наблюдая за насмешливой легкостью актерских перевоплощений, кокетством, хохотом, беготней, влюблённостями персонажей. Но разве не подготавливало нас к такому восприятию фойе, где, пока мы рассматривали картинки, эпизоды, этюды, негромко звучала фонограмма спектакля. Вот бы и вслушиваться тогда, настраиваться на тонкое прочувствование, понимание нюансов.
А теперь фойе опустело. Московский театр “Мастерская Петра Фоменко” уехал, и вместе с ним отбыла выставка, посвященная творчеству Мастера. Но и у Кировского драматического театра, в стенах которого несколько вечеров шли спектакли гастролировавшего в Кирове безумно талантливого коллектива, есть своя история своих удач, свершений, побед. И эта история вполне могла бы заполнить и пустующее пока фойе, и на сцену перейти.
Московский театр “Мастерская Петра Фоменко” начинался в Кирове с выставки. Посвященная творчеству Мастера, создавшего не только коллектив единомышленников, но и особую театральную эстетику, располагалась эта выставка в фойе второго этажа Кировского драмтеатра. И так естественно вписалась в его пространство, что казалось всегда там находились маленький столик с зеленым верхом, пишущая машинка с заправленным в каретку титульным листом договора, самовар со связкой сушек, сухие цветы в вазах, афиши поставленных им спектаклей “Любовь Яровая”, “Пиковая дама”, “Плоды просвещения”, “Король Матиуш”, “Великий рогоносец”, “Калигула” в Малом театре СССР, театрах имени Евг. Вахтангова, имени Маяковского, Моссовета, “Сатирикон”. Как и похожие на фрагменты разобранных этажерок знаменитые рамки, которые любил “обыгрывать” в своих постановках Петр Наумович Фоменко, как и закрепленные в них фотографии, на которых запечатлены моменты репетиций и общения Мастера с учениками.
Знакомясь с экспозицией, листая страницы рукописи пьесы “Триптих”, чернового варианта распределения ролей (“человек из Иркутска, тетя Фаня” и т.д.), зрители ощущали себя в мастерской, из которой рукой подать до того, что создано, сотворено
И в самом деле: прозвенел третий звонок и там, на сцене, зажигает свечи дворецкий Павлин Савельич (арт. Андрей Казаков). Тьма, сгустившаяся было в начале творения, рассеивается. И сливавшиеся бой часов, звон колоколов, вскрики помещицы Меропии Давыдовны Мурзавецкой (арт. Мадлен Джабраилова): “Окаянная я!” и пропетые в унисон с Глафирой (арт. Галина Тюнина) молитвенные слова: “По множеству щедрот твоих. ..” отделяются друг от друга. Всё напускное спадёт, как черный балахон, притворное отступит, открывая истинные намерения. И хотя Глафира еще склоняет долу покрытую темным платком головушку, наигрывая смирение, скрывать, что не всегда была она девушкой на послушании, нужды уже нет. А поскольку сухоядение ей надоело, так почему бы не вспомнить, как весело она жила в Петербурге.
Тем более что и случай представился: Мурзавецкой нужны глаза и уши в доме молодой вдовы Евлампии Николаевны Купавиной (арт. Полина Кутепова), которую неплохо бы выдать замуж за племянника помещицы Аполлона Викторовича Мурзавецкого (арт. Рустэм Юскаев). А чтобы посговорчивей была, фальшивыми векселями постращать, производство которых в необходимом количестве услужливо организует бывший член уездного суда Вукол Наумович Чугунов (арт. Тагир Рахимов), благо почерк у Клавдия Горецкого (арт. Кирилл Пирогов) для такого дела подходящий и уверенности, что сделанная за деньги подлость подлостью не является, у него хоть отбавляй.
Вот только афера с векселями так и не выйдет на первый план. Потому что бедная девица Глафира Алексеевна на тонкой грани интонации сыграет свою партию настолько безукоризненно, что почетный мировой судья Михаил Борисович Лыняев (арт. Алексей Клобуков) скажет: “Хороша ” И тут же добавит: “Усадьба ”, будто испугавшись своего холостяцкого интереса к даме, приятной во всех отношениях. Для него ведь жениться как жизнь потерять, полную мнимой свободы в принятии самостоятельных решений. А Купавина с легкостью переймет не только иронично-снисходительную интонацию победительницы от своей подруги: “Ой, по-своему, по-своему ”, но и гибкую линию ее игривого настроения: “Нет, нет, нет! А впрочем да ” И через всю сцену к соседу своему Василию Ивановичу Беркутову (арт. Карэн Бадалов), протягивая руки для поцелуя, игнорируя всех прежде отрекомендованных ей как завидные женихи.
Вытребовав пару слов в оправдание, Аполлон только и молвит: “Судьба-индейка”. Лыняев простодушно заметит: “Сердце доброе, душа чиста вот и толстею”. Клавдий останется при своём: “Благоприобретенного нету, родового не имею ” Да Вукол Чугунов на вопрос: “Чем это у вас табачок пахнет?”, привычно почесывая себя чуть пониже спины, ответит не моргнув глазом: “А вы знаете жасмином”. Меропия же Давыдовна так и не заметит, как, желая всем и вся руководить, сама будет руководима теми, кого считала овцами, иронизируя: “Дай, Боже, нашему теляти волка поймати ”
Так ведь дал. И поймали. Покачиваясь в гамаке, Глафира разыграет смущение: “Ой, и люди здесь Что вы со мной сделали!“, и приобнимет Лыняева так, что тому только и останется сказать обреченно: “Ну я женюсь ” в присутствии Купавиной, Беркутова и иже с ними. И Купавина, как способная ученица, представит свидетелям самоуверенного Беркутова в таком положении, что тому впору не о том, как Сибирская железная дорога по плоской губернии пройдет, подминая под себя и купавинский лес, горделиво размышлять, а соглашаться на ее предложение: “Давайте мы с вами, как деловые люди, под ручку пройдем ” А там и под венец, и за свадебку.
Так открываются новые грани и в переливах света “размыкается” пространство старой, как мир, пьесы о том, что одним суждено быть смиренными, как овечки, а другим хищными, как волки. Чеховский импрессионизм, привнесенный в сагу А. Н. Островского о купеческих нравах, творит чудеса. Конечно, правда хорошо, а счастье лучше. Да и на всякого мудреца довольно простоты. Но все равно классику так и нужно играть: не ломая сюжет, не посыпая текст нафталином, а легко, непринужденно, талантливо и местами гениально. И тогда современные ассоциации сами придут. Как в комедии с одним антрактом “Волки и овцы”, как в сценической композиции “Война и мир. Начало романа”, как в постановке “Семейное счастие”, тоже сценической композицией названной в гастрольной афише театра “Мастерская Петра Фоменко”.
Кстати, семейная составляющая вполне могла быть приложена к сценам из начальных глав романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, озаглавленным в программке просто “Москва”, “Петербург”, “Лысые горы”. Но семейному счастью Ростовых, Безуховых, Болконских, поочередно представленных в них, мешала надвигающаяся война 1812 года. Всё ведь хорошо. Княгине Елизавете Болконской (арт. Ксения Кутепова) суждено испытать радость материнства. Пьеру Безухову (арт. Андрей Казаков) надлежит стать наследником графского титула и немалого состояния. Наташа Ростова (арт. Полина Агуреева) просто безудержно весела, пробегая средь шумного бала в атласной перчатке на одной руке и в шершавой рукавице “от сталевара” на другой. Но все будто разрываются между разнесенными по краям сцены недорисованными портретами Наполеона и Александра I, то присягая на верность, то демонстративно отворачиваясь. Даже когда их унесут на пару действий и сквозь пустые рамы станут проходить, временами все-таки застревая, многочисленные персонажи (порядка семидесяти!), привычка примерять треуголку на свою бедовую головушку останется. А уж когда снова вернут
Корсиканским чудовищем наречет прежде обожаемого всем салоном Аннет Шерер императора Бонапарта Жюли Курагина (ее тоже играла Ксения Кутепова) и отхлещет по нарисованным щекам сложенным веером письмом, которое только что писала брату в армию. А русскому царю Александру мило улыбнется, дав право выслушивать его манифесты отдельным представителям мужского населения постановки. И Пьер Безухов, размышлявший в прологе спектакля о силе, которая движет народами, целую пародию изобразит на низвергнутого отныне кумира. А ведь и сам падал в том самом прологе, перескакивая со стула на стул, с вопроса: “Что всё это значит?” на вопрос: “Зачем ты идешь на войну?”, после самоанализа: “Я. ..Я!” вдруг прозревая: “Да что я?”
Кстати, портреты противоборствующих императоров так и останутся недорисованными, никто из действующих лиц не возьмется их завершить. Только истории дано право привносить объясняющие штрихи, уточняющие художественную правду детали. И на большой географической карте, являющейся еще одним элементом сложной сценографии этой постановки, казалось бы, ничего не исправишь. И задергивая ее, как занавес, врачи-иноземцы (арт. Томас Моцкус и Карэн Бадалов) соглашаются с диагнозом домочадцев: “Как он плох!”, но повосхищаться генетической стойкостью старого графа Кирилла Владимировича Безухова (арт. Дмитрий Захаров), только после шестого приступа болезни отошедшего в мир иной, в удовольствии себе не откажут. Но у карты уже отец (снова арт. Карэн Бадалов) и сын (арт. Илья Любимов) Болконские.
Каждый знает, какую цену нужно положить, чтобы из карты наполеоновских завоеваний она превратилась в карту русских побед. О том и речь прямая, сдержанная, отрывистая. И вдруг, будто услышав безмолвное размышление зрительного зала о том, что на карте этой проще степи кочующих киргизов рассмотреть, чем Вятскую губернию, Николай Андреевич Болконский примется подсказывать Болконскому Андрею Николаевичу, как сделать, чтобы “своя свои познаша и не побиша”. Почти в точности повторяя известное вятское присловье из летописи времен более ранних, чем 1812 год, Болконский-старший будто привет передает притихшим зрителям.
Импровизация это была или твердо прописанная в инсценировке реплика, не знаю ни с текстом пьесы “Война и мир. Начало романа”, ни с текстом бессмертного творения Льва Николаевича Толстого не сверялся. Тем более что в живой ткани спектакля таких нетолстовских вкраплений множество. То бессловесный паж появится в свите сопровождающих Андрея Болконского на войну. То князь наш вместо треуголки водрузит на свою голову что-то похожее на донкихотский медный таз, отбивая пальцами дробь по его поверхности и напевая в такт: “Мальбрук в поход собрался Бог весть, вернется ли?” То актеры, в начале спектакля “засветившиеся” в одних ролях, по мере развития действия примутся играть другие, время от времени сверяясь с толстовским томом не напутали ли? Правда, Наташа Ростова (арт. Полина Агуреева), читая: “Вбегает некрасивая девочка”, интересуется у классика: “Почему “некрасивая?” и, не дождавшись ответа, резюмирует: “Некрасивая, зато живая”
Так и устанавливается оправдывающий ожидания сцены и зала диалог. Так и создается из вроде бы несценического полотна русской жизни вполне драматургическое цельное произведение, способное и в крупицах бессмертной эпопеи выразить весь ее космический масштаб. И фразы: “Мир завалился” вполне достаточно, чтобы выразить драматизм эпохи, в начале которой в салонах русской аристократии говорили по-французски, подражали императору-корсиканцу, играли в подвиги на офицерских вечеринках, а потом открывали в себе подлинно русское, незыблемо героическое и с этим открытием шли поправлять завалившийся мир.
Вот только все ли услышали эту фразу, все ли были готовы к тому, чтобы воспринять ее во всей полноте, наблюдая за насмешливой легкостью актерских перевоплощений, кокетством, хохотом, беготней, влюблённостями персонажей. Но разве не подготавливало нас к такому восприятию фойе, где, пока мы рассматривали картинки, эпизоды, этюды, негромко звучала фонограмма спектакля. Вот бы и вслушиваться тогда, настраиваться на тонкое прочувствование, понимание нюансов.
А теперь фойе опустело. Московский театр “Мастерская Петра Фоменко” уехал, и вместе с ним отбыла выставка, посвященная творчеству Мастера. Но и у Кировского драматического театра, в стенах которого несколько вечеров шли спектакли гастролировавшего в Кирове безумно талантливого коллектива, есть своя история своих удач, свершений, побед. И эта история вполне могла бы заполнить и пустующее пока фойе, и на сцену перейти.
Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993