Обратная сторона любви
В театре «Мастерская» – первая премьера 2017 года. Французский режиссер Кристоф Рок поставил спектакль «Амфитрион» по Мольеру. В постановке заняты корифеи труппы: сестры Кутеповы, Карэн Бадалов, Владимир Топцов, Рустэм Юскаев, Андрей Казаков. Новизна эстетики для театра, как в подходе приглашенного режиссера, так и во французской драматургии открыла у «фоменок» второе дыхание.
Творческий союз театра Петра Фоменко с зарубежным режиссером возник, конечно, не случайно. Кристоф Рок, директор и режиссер Thеаtre du Nord (город Лилль), знал и видел еще при жизни Фоменко его спектакли, а в национальном Comеdie Franсaise работал с актерами, успевшими поучаствовать в фоменковской постановке «Лес». Так что личность и судьба мастера неизменно остается для театра путеводной звездой. «Фоменки» не изменяют себе и на сцене. Существуя в противоположной системе эстетических координат, актеры умеючи с первых же слов погружают зрителя в безбрежность витиеватого мольеровского стиха, опоэтизированного в переложении Валерия Брюсова. Пестуют каждую рифму, обволакивают вязью невидимых, но ясно ощутимых строк. Кристоф Рок, впрочем, и оставил актерам только текст, даже из него вынув привычное стремление сыграть высокие чувства. Он ожесточает героев; выбрасывает актеров в голое пространство и сталкивает с собственным отражением; «электризует» их образы. Никакой пастели, только строгая графика и ослепляющие цветные вспышки.
Комедия «Амфитрион» для российской сцены – редкость. В Москве в последний раз она звучала на сцене Вахтанговского театра 20 лет назад в интерпретации Владимира Мирзоева, который мольеровскую пьесу с античными корнями опрокидывал в некий futurum. Тем интереснее ее увидеть теперь, да еще и во французской «очищенной» версии.
Юпитер (Владимир Топцов) принимает облик полководца Амфитриона (Андрей Казаков), чтобы войти в его дом. Его влечет супруга фиванца – Алкмена (Ксения Кутепова). Миф гласил, что от этой незаконной встречи и был рожден Геракл. Плавт написал древнеримскую комедию положений со счастливым концом, живописав, как боги превращаются в людей и морочат им голову из-за личных, не менее человеческих прихотей. Мольер, создавший свой ремейк, как всегда, зашифровал реальные исторические прототипы – скандальный адюльтер Людовика XIV с женой маркиза, отчего слова «С Юпитером дележ/ Бесчестья не приносит» приобретают совсем другой смысл. Именно эту подоплеку – моральных полномочий власти – и берет за основу Кристоф Рок в своем «Амфитрионе», где боги – Юпитер и его приспешник Меркурий (Иван Верховых) – вседержители по социальной иерархии.
Единственная декорация, одевающая пустую, гулкую черноту сцены – гигантское зеркало. Художник Орели Тома вешает его так, что весь спектакль для зрителей проходит в двух плоскостях – на реальном планшете сцены и в ирреальном отражении, которое, как мы знаем, показывает все с точностью до наоборот. И режиссер не раз поменяет местами первенство этих пространств, задавая актерам условные мизансцены, обретающие смысл в отражении.
Отражения идут от комической зеркальной параллели перипетий господ–слуг. Слуги и господа в «Амфитрионе» меняются по воле некоей силы реальными воплощениями. У каждого находится свой двойник. Юпитер «превращается» для любовных утех в фиванского полководца, а Меркурий – в его слугу, чтобы стоять на страже. Их жертвы начинают медленно сходить с ума от подобных метаморфоз. Вчерашний господин – сегодня уже слуга. Так Амфитрион теряет свои позиции. Сегодня у человека была личность, а завтра право на нее уже отняли. Весь мир делится на властителей и слуг. А власть одного человека уже давно не заканчивается там, где начинается территория другого. Мольер в спектакле француза Рока выходит пропущенным через сознание века ХХ – оптику Кафки, Оруэлла и других.
Под тему двойничества и дурманящего раздвоения Рок разыгрывает главный козырь труппы – актрис-близнецов Кутеповых. Полина играет богиню Ночь, которую «развенчивают» до рассудительной служанки Клеантиды, а Ксения – земную царицу, взбалмошную Алкмену, за ней и влачится сам бог. Именно Кутеповы ведут особую игровую линию, то добавляя нажима всерьез, то смотря на действие как на шутку, внутренне отстраняясь от своих героинь, высмеивая алчущих мужчин вокруг.
«Амфитрион» Кристофа Рока – трагикомедия, и за комедийную часть с французским акцентом легкого юмора отвечает Карэн Бадалов, сыгравший плутоватого слугу своего хозяина Созия, супруга Клеантиды. Бадалов неподражаемо держит зал в одиночку и существует в регистре клоунады – метко вдвигая избыточные реплики незадачливого слуги и уворачиваясь от тумаков своего грозного двойника Меркурия. Но Созий Бадалова не так-то прост, как кажется: он единственный, подкрепляя свои резонерские слова, своевольно снимет в конце с шеи микрофон, подзвучивающий его голос все действие, – скинет бремя зависимости, властной руки.
Актеры устраивают мощную экспансию в зал: любовные погони проходят не без помощи и сочувствия зрительных рядов. Спектакль держится актерской энергетикой и, кроме того, беспощадно красив и чувственен. Любовная мизансцена обставляется десятком дворцовых канделябров, и все эти зажженные свечи огнем плывут в зеркале – темном беззвездном небе. Юпитер Владимира Топцова (актер здесь совершенно преображается в сравнении с другими недавними премьерами), осеняющий мир снисхождением в чужую спальню, похож на лощеного франта, знающего себе цену. Он аккуратно стряхивает пепел чуть не на голову тем, над кем возвысился. Это очень смешно поставлено: актера высоко поднимают из недр сцены на кресле с трехметровой ножкой. Истинно – «бог из машины». Это самовлюбленный Аполлон, голливудская звезда на склоне лет. Собственно, в финале, чтобы объявить свою монаршью волю, он и появится на небесном пьедестале в костюме недосягаемого кумира. И мысль, в общем, вырисовывается простая: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Спустя два века эти слова обросли совсем иной глубиной.
Источник: «Независимая газета»
Творческий союз театра Петра Фоменко с зарубежным режиссером возник, конечно, не случайно. Кристоф Рок, директор и режиссер Thеаtre du Nord (город Лилль), знал и видел еще при жизни Фоменко его спектакли, а в национальном Comеdie Franсaise работал с актерами, успевшими поучаствовать в фоменковской постановке «Лес». Так что личность и судьба мастера неизменно остается для театра путеводной звездой. «Фоменки» не изменяют себе и на сцене. Существуя в противоположной системе эстетических координат, актеры умеючи с первых же слов погружают зрителя в безбрежность витиеватого мольеровского стиха, опоэтизированного в переложении Валерия Брюсова. Пестуют каждую рифму, обволакивают вязью невидимых, но ясно ощутимых строк. Кристоф Рок, впрочем, и оставил актерам только текст, даже из него вынув привычное стремление сыграть высокие чувства. Он ожесточает героев; выбрасывает актеров в голое пространство и сталкивает с собственным отражением; «электризует» их образы. Никакой пастели, только строгая графика и ослепляющие цветные вспышки.
Комедия «Амфитрион» для российской сцены – редкость. В Москве в последний раз она звучала на сцене Вахтанговского театра 20 лет назад в интерпретации Владимира Мирзоева, который мольеровскую пьесу с античными корнями опрокидывал в некий futurum. Тем интереснее ее увидеть теперь, да еще и во французской «очищенной» версии.
Юпитер (Владимир Топцов) принимает облик полководца Амфитриона (Андрей Казаков), чтобы войти в его дом. Его влечет супруга фиванца – Алкмена (Ксения Кутепова). Миф гласил, что от этой незаконной встречи и был рожден Геракл. Плавт написал древнеримскую комедию положений со счастливым концом, живописав, как боги превращаются в людей и морочат им голову из-за личных, не менее человеческих прихотей. Мольер, создавший свой ремейк, как всегда, зашифровал реальные исторические прототипы – скандальный адюльтер Людовика XIV с женой маркиза, отчего слова «С Юпитером дележ/ Бесчестья не приносит» приобретают совсем другой смысл. Именно эту подоплеку – моральных полномочий власти – и берет за основу Кристоф Рок в своем «Амфитрионе», где боги – Юпитер и его приспешник Меркурий (Иван Верховых) – вседержители по социальной иерархии.
Единственная декорация, одевающая пустую, гулкую черноту сцены – гигантское зеркало. Художник Орели Тома вешает его так, что весь спектакль для зрителей проходит в двух плоскостях – на реальном планшете сцены и в ирреальном отражении, которое, как мы знаем, показывает все с точностью до наоборот. И режиссер не раз поменяет местами первенство этих пространств, задавая актерам условные мизансцены, обретающие смысл в отражении.
Отражения идут от комической зеркальной параллели перипетий господ–слуг. Слуги и господа в «Амфитрионе» меняются по воле некоей силы реальными воплощениями. У каждого находится свой двойник. Юпитер «превращается» для любовных утех в фиванского полководца, а Меркурий – в его слугу, чтобы стоять на страже. Их жертвы начинают медленно сходить с ума от подобных метаморфоз. Вчерашний господин – сегодня уже слуга. Так Амфитрион теряет свои позиции. Сегодня у человека была личность, а завтра право на нее уже отняли. Весь мир делится на властителей и слуг. А власть одного человека уже давно не заканчивается там, где начинается территория другого. Мольер в спектакле француза Рока выходит пропущенным через сознание века ХХ – оптику Кафки, Оруэлла и других.
Под тему двойничества и дурманящего раздвоения Рок разыгрывает главный козырь труппы – актрис-близнецов Кутеповых. Полина играет богиню Ночь, которую «развенчивают» до рассудительной служанки Клеантиды, а Ксения – земную царицу, взбалмошную Алкмену, за ней и влачится сам бог. Именно Кутеповы ведут особую игровую линию, то добавляя нажима всерьез, то смотря на действие как на шутку, внутренне отстраняясь от своих героинь, высмеивая алчущих мужчин вокруг.
«Амфитрион» Кристофа Рока – трагикомедия, и за комедийную часть с французским акцентом легкого юмора отвечает Карэн Бадалов, сыгравший плутоватого слугу своего хозяина Созия, супруга Клеантиды. Бадалов неподражаемо держит зал в одиночку и существует в регистре клоунады – метко вдвигая избыточные реплики незадачливого слуги и уворачиваясь от тумаков своего грозного двойника Меркурия. Но Созий Бадалова не так-то прост, как кажется: он единственный, подкрепляя свои резонерские слова, своевольно снимет в конце с шеи микрофон, подзвучивающий его голос все действие, – скинет бремя зависимости, властной руки.
Актеры устраивают мощную экспансию в зал: любовные погони проходят не без помощи и сочувствия зрительных рядов. Спектакль держится актерской энергетикой и, кроме того, беспощадно красив и чувственен. Любовная мизансцена обставляется десятком дворцовых канделябров, и все эти зажженные свечи огнем плывут в зеркале – темном беззвездном небе. Юпитер Владимира Топцова (актер здесь совершенно преображается в сравнении с другими недавними премьерами), осеняющий мир снисхождением в чужую спальню, похож на лощеного франта, знающего себе цену. Он аккуратно стряхивает пепел чуть не на голову тем, над кем возвысился. Это очень смешно поставлено: актера высоко поднимают из недр сцены на кресле с трехметровой ножкой. Истинно – «бог из машины». Это самовлюбленный Аполлон, голливудская звезда на склоне лет. Собственно, в финале, чтобы объявить свою монаршью волю, он и появится на небесном пьедестале в костюме недосягаемого кумира. И мысль, в общем, вырисовывается простая: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Спустя два века эти слова обросли совсем иной глубиной.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993