У вас родится Геркулес
В «Мастерской Фоменко» сыграли комедию Мольера
В 2010 году Чеховский фестиваль показывал в Москве «Свадьбу Фигаро», которую поставил в Комеди Франсез режиссер Кристоф Рок. Стремительный, остроумный и изящный спектакль, сохранявший верность букве и духу Бомарше, заворожил мхатовский зал. И, как оказалось, произвел благоприятное впечатление на сестер Кутеповых. И вот семь лет спустя Кристоф Рок вместе с постановочной командой из Франции выпустил на сцене «Мастерской Фоменко» – «Амфитриона» Мольера. В главных женских ролях – Ксения и Полина Кутеповы.
В Прологе богиня Ночь – Полина Кутепова ведет куртуазную беседу с Меркурием – Иваном Верховых. Олимийские божества кажутся повисшими где-то над горными безднами. И только постепенно становится понятным, что мы видим не самих богов, но их отражение в огромном зеркале-заднике. Дуга со звездным помостом, по которому прогуливаются божественные собеседники, опускается плавно. И вот уже можно видеть не только отражения олимпийцев, но их самих. Меркурий просит Ночь растянуть тьму аж на трое суток, пока Юпитер, приняв облик только что победившего в сражении полководца Амфитриона, наслаждается с его женой Алкменой, зачиная величайшего героя Геракла.
Миф об Амфитрионе – первый из гераклова цикла. Но Мольера явно привлек сюжет не столько обстоятельствами рождения Геркулеса, сколько моральной дилеммой, вставшей перед заглавным героем пьесы: как доказать свою идентичность, отстоять свою личность, защитить свою частную жизнь?
Созий, умно, вдохновенно и очень смешно сыгранный Карэном Бадаловым, возвращается домой, а на пороге стоит Меркурий в его облике и доказывает, что Созий – он. Убеждает не столько физическое превосходство, сколько знанание самых глубоких тайн твой души и биографии. ..
Амфитрион – Андрей Казаков подходит к дверям дома и его собственный слуга (на самом деле Меркурий в облике Созия) гонит его прочь: ты, пьяница, не мешай победителю Амфитриону услаждать свою Алкмену
Если раб Созий уступает свое «я» даже с некоторым восторгом: «Будь ты Созием Первым, а я – только твоей тенью!» То Амфитрион, раскормленный, тяжко двигающийся, медленно соображающий, – все-таки твердо стоит на своем праве: отомстить двойнику за свою супружескую честь в бою.
Но равнодушно смотрит Зевс в облике Амфитриона на обманутого мужа. Медленно раскручиваясь, поднимается из трюма выше голов собеседников его офисное кресло. Роняя пепел на головы нижестоящим, Зевс цедит слова о том, что «в споре не надо горячиться». И зовет всех к накрытому столу.
Друзья, убежденные спокойной наглостью самозванца, покидают несчастного Амфитриона
Двойник часто выглядит убедительнее оригинала. Отражаемое – куда красивее отражаюшегося.
Сценограф Орели Тома, меняя наклоны зеркала задника показывает нам – то чистый мир отражений, то двойной мир – отражения и реальности. Когда-то зеркальными фокусами поразил Москву в свой первый приезд Робер Лепаж, заставивщий нас поверить в парящего в воздухе космонавта (потом фокус обнаруживался и вы понимали, что видите не актера, но его отражение).
Потом гигантское зеркало прекрасно работало у Люка Персеваля в «Там за дверью». Но если сценографическое решение художника Орели Тома нельзя назвать революционным, то надо отметить его редкое соответствие духу пьесы о двойниках, подменах, божественных метаморфозах.
Лежа на полу, перебирают ногами актеры, а небесном зеркале мы видим стремительный бег. Вход в дом Амфитриона рабочие сцены клеют скотчем, но в зеркале мы видим четкие линии дверей, трубы. Даже программка, в которой название спектакля можно увидеть лишь в зеркальном отражении, еще раз демонстрирует нам, что подлинные красота и смысл возможны только в ином измерении.
Но если с темой двойников театр справился прекрасно, но вторую составляющую пьесы – опрокидывающий вихрь страсти, зачинающей героя, пока все обстоит труднее.То ли из за концепции режиссера, то ли из всегдашней нехватки в «Мастерской» героев-любовников важнейшую у Мольера тему страсти, превращающей день в ночь, страсти, определяюшей судьбы мира, – здесь ведут только и исключительно женщины.
Безусловно, самая счастливая ночь в жизни Алкмены – ночь с лже-супругом. Алкмена – Ксения Кутепова буквально лучится счастливым изнеможением. Падает на ложе, танцует возле горящих светильников. Мягко обволакивает партнера сиянием плеч и рук, лаской голоса, кудрявой волной распущенных волос. Соблазняет и завлекает на ложе страсти не только царственная Алкмена, но и жена Созия – Клеантида – Полина Кутепова. Пока мужчины пытаются самоутвердиться-отомстить-отстоять свое «я» и свою территорию, женщины живут сердцем и тоской тела, думают не о своем «я», но о предназначении любить и быть любимой.
Они соблазняют, манят, поддаются. Они обличают, укоряют, убегают, чтобы остаться Они так победительно, так соблазнительно хороши, так убедительны в своей женской неотразимости, что рядом с их уверенностью особенно нелепыми кажутся все метания и бормотания, оправдания и проклятья мужчин, даже если они олимпийские боги.
В привезенном пару десятилетий назад в Москву «Амфитрионе» из Дюссельдорфа кульминацией спектакля был финал. Все рассказавший и объяснивший Зевс поднимался на свой Олимп по веревочной лестнице. Золотой плащ расправлялся с каждым шагом за его спиной, постепенно занимая пространство от колосников до досок сцены. Запоминалось с какой неохотой, с какой тоской, с каким отчаяниям уходил от этой женщины отец богов, как не хотелось ему уходить
В финале спектакля Кристофа Рока Зевс в сверкающем пиджаке а ля поп-звезда равнодушно уплывает в небеса. А в зеркале возникает лестница, уводящая куда-то вдаль от всего и всех. И по ней тихо, не спеша – а куда теперь спешить? – идет Алкмена
Источник: Театрал-online
В Прологе богиня Ночь – Полина Кутепова ведет куртуазную беседу с Меркурием – Иваном Верховых. Олимийские божества кажутся повисшими где-то над горными безднами. И только постепенно становится понятным, что мы видим не самих богов, но их отражение в огромном зеркале-заднике. Дуга со звездным помостом, по которому прогуливаются божественные собеседники, опускается плавно. И вот уже можно видеть не только отражения олимпийцев, но их самих. Меркурий просит Ночь растянуть тьму аж на трое суток, пока Юпитер, приняв облик только что победившего в сражении полководца Амфитриона, наслаждается с его женой Алкменой, зачиная величайшего героя Геракла.
Миф об Амфитрионе – первый из гераклова цикла. Но Мольера явно привлек сюжет не столько обстоятельствами рождения Геркулеса, сколько моральной дилеммой, вставшей перед заглавным героем пьесы: как доказать свою идентичность, отстоять свою личность, защитить свою частную жизнь?
Созий, умно, вдохновенно и очень смешно сыгранный Карэном Бадаловым, возвращается домой, а на пороге стоит Меркурий в его облике и доказывает, что Созий – он. Убеждает не столько физическое превосходство, сколько знанание самых глубоких тайн твой души и биографии. ..
Амфитрион – Андрей Казаков подходит к дверям дома и его собственный слуга (на самом деле Меркурий в облике Созия) гонит его прочь: ты, пьяница, не мешай победителю Амфитриону услаждать свою Алкмену
Если раб Созий уступает свое «я» даже с некоторым восторгом: «Будь ты Созием Первым, а я – только твоей тенью!» То Амфитрион, раскормленный, тяжко двигающийся, медленно соображающий, – все-таки твердо стоит на своем праве: отомстить двойнику за свою супружескую честь в бою.
Но равнодушно смотрит Зевс в облике Амфитриона на обманутого мужа. Медленно раскручиваясь, поднимается из трюма выше голов собеседников его офисное кресло. Роняя пепел на головы нижестоящим, Зевс цедит слова о том, что «в споре не надо горячиться». И зовет всех к накрытому столу.
Друзья, убежденные спокойной наглостью самозванца, покидают несчастного Амфитриона
Двойник часто выглядит убедительнее оригинала. Отражаемое – куда красивее отражаюшегося.
Сценограф Орели Тома, меняя наклоны зеркала задника показывает нам – то чистый мир отражений, то двойной мир – отражения и реальности. Когда-то зеркальными фокусами поразил Москву в свой первый приезд Робер Лепаж, заставивщий нас поверить в парящего в воздухе космонавта (потом фокус обнаруживался и вы понимали, что видите не актера, но его отражение).
Потом гигантское зеркало прекрасно работало у Люка Персеваля в «Там за дверью». Но если сценографическое решение художника Орели Тома нельзя назвать революционным, то надо отметить его редкое соответствие духу пьесы о двойниках, подменах, божественных метаморфозах.
Лежа на полу, перебирают ногами актеры, а небесном зеркале мы видим стремительный бег. Вход в дом Амфитриона рабочие сцены клеют скотчем, но в зеркале мы видим четкие линии дверей, трубы. Даже программка, в которой название спектакля можно увидеть лишь в зеркальном отражении, еще раз демонстрирует нам, что подлинные красота и смысл возможны только в ином измерении.
Но если с темой двойников театр справился прекрасно, но вторую составляющую пьесы – опрокидывающий вихрь страсти, зачинающей героя, пока все обстоит труднее.То ли из за концепции режиссера, то ли из всегдашней нехватки в «Мастерской» героев-любовников важнейшую у Мольера тему страсти, превращающей день в ночь, страсти, определяюшей судьбы мира, – здесь ведут только и исключительно женщины.
Безусловно, самая счастливая ночь в жизни Алкмены – ночь с лже-супругом. Алкмена – Ксения Кутепова буквально лучится счастливым изнеможением. Падает на ложе, танцует возле горящих светильников. Мягко обволакивает партнера сиянием плеч и рук, лаской голоса, кудрявой волной распущенных волос. Соблазняет и завлекает на ложе страсти не только царственная Алкмена, но и жена Созия – Клеантида – Полина Кутепова. Пока мужчины пытаются самоутвердиться-отомстить-отстоять свое «я» и свою территорию, женщины живут сердцем и тоской тела, думают не о своем «я», но о предназначении любить и быть любимой.
Они соблазняют, манят, поддаются. Они обличают, укоряют, убегают, чтобы остаться Они так победительно, так соблазнительно хороши, так убедительны в своей женской неотразимости, что рядом с их уверенностью особенно нелепыми кажутся все метания и бормотания, оправдания и проклятья мужчин, даже если они олимпийские боги.
В привезенном пару десятилетий назад в Москву «Амфитрионе» из Дюссельдорфа кульминацией спектакля был финал. Все рассказавший и объяснивший Зевс поднимался на свой Олимп по веревочной лестнице. Золотой плащ расправлялся с каждым шагом за его спиной, постепенно занимая пространство от колосников до досок сцены. Запоминалось с какой неохотой, с какой тоской, с каким отчаяниям уходил от этой женщины отец богов, как не хотелось ему уходить
В финале спектакля Кристофа Рока Зевс в сверкающем пиджаке а ля поп-звезда равнодушно уплывает в небеса. А в зеркале возникает лестница, уводящая куда-то вдаль от всего и всех. И по ней тихо, не спеша – а куда теперь спешить? – идет Алкмена
Источник: Театрал-online
Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993