«Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко
Добро пожаловать в салон княгини Д. Открытый кинокадр, где каждый из персонажей вполне понятен и прост. Слова- как заученный жизнью текст. Но в одну секунду один кадр разбивается на множество закрытых, а слова, наконец, становятся живыми. Всему виной Пушкин, Брюсов и свалившийся с неба импровизатор.
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993