Потертый альбом на сквозняке нового века
В 1996 году я имела честь брать интервью у режиссера спектакля. Петр Наумович Фоменко сказал, что он и студийцы (речь еще шла только о старших «фоменках») уже довольно долго читают вместе «Войну и мир», анализируя текст. Спектакль? Что ж┘ То ли будет, то ли нет.
Но зато актеры никогда не забудут эту школу.
Отношение к предмету так не соответствовало духу Москвы середины 1990-х, что я твердо запомнила разговор. И глядя на адекватность молодых актеров театра в шекспировских и толстовских ролях, всегда думала о силе «школы», не желающей замечать круговерти, перемен к худшему и лучшему в умах, домах и предрассудках за чтением бесед отца и сына Болконских.
Теперь вышел и спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены».
Первая часть первого тома: от разговоров у Анны Павловны Шерер о революции, государях и Бонапарте до отъезда князя Андрея на войну.
Почти у всех по две-три роли. Галина Тюнина играет m-me Шерер, графиню Ростову и княжну Марью. Ксения Кутепова маленькую княгиню, Соню и Жюли Карагину.
Карэн Бадалов играет виконта де Мортемара в салоне m-me Шерер, молчаливо-зловещего Доктора при графе Безухове, а в третьем акте старого князя Николая Андреевича Болконского. Пьер Безухов (Андрей Казаков) и Наташа Ростова (Полина Агуреева) остаются сами собой.
Эпический эпиграф занавес старинного, домхатовского покроя (из тех, что не опускаются, а раздергиваются). На занавесе «гравюрная», чуть подкрашенная карта Европы 1805 года. Она с русскими надписями. (И точно из классной комнаты Пети Ростова.) Почти по р. Березине идет вертикальная черта: здесь занавес и делится пополам. Театральное пространство в глубине за Рубиконом меж Россией и Западом, за пропастью «черного воздуха».
О войне, о мировых потрясениях говорят все: эксцентрически-бесцеремонная m-me Шерер, прямой, с болезненной улыбкой эмигрант Мортемар, Пьер Безухов (он блестит круглыми очками в стальной оправе, путается в серой крылатке, переходящей в пыльник земца эпохи Александра II, а то и в ленинградский макинтош времен журналов «Еж» и «Чиж»)┘
Кабинетный бонапартизм русского любомудра и горький сарказм беглеца из якобинской Франции проецируются на семь лет вперед: во времена кометы 1812 года над Арбатской площадью и Пьера в армяке, готового стрелять в Наполеона.
Но и на столетие вперед, в эпоху русской эмиграции, когда потомки Безухова и Мортемара обменяются аргументами в споре о «государственной необходимости» казней и новых вождях. Как похоже, оказывается┘
Мы знаем судьбы героев и даже «масс». Мы видим из зала на 120 мест (где все так близко к черте рампы), как все повторяется, как все слепы, как ничего невозможно понять заранее за смехом Сони и Nicolas, за неловкостью Наташи, танцующей с «большим» и сконфуженным Пьером, за абсолютной еще неколебимостью дома Ростовых┘
И оттого в камерном спектакле открывается будущее, как анфилада комнат. В конце анфилады, как тень в зеркале, сквозит наш новый век.
Сквозняк идет┘ И придает иные измерения спектаклю, сценическим пометам на полях страниц эпоса.
Маргиналии театра разнолики. Вот свет падает на лицо маленькой княгини, на шаль и барежевое платье меж сундуков, за балясинками балюстрады, на попростевшее перед родами лицо. Почти тень, почти пожелтелая акварель. Как жаль ее┘
Вот сцена смерти графа Безухова (он неподвижен на антресолях, в вольтеровском кресле, в шлафроке как автомат XVIII века). Хрип. Два черных силуэта Доктор-немец и Доктор-француз┘ Дьявольски тонкий разговор высохшей от самоотвержения племянницы Катишь (Людмила Аринина) и вальяжного князя Курагина (Рустэм Юскаев), поиски завещания в постели умирающего, жизни мышья беготня, слащаво-беззастенчивая цепкость княгини Друбецкой (Мадлен Джабраилова), готовой на все для сына (сыграно это замечательно). Влажный блеск очков Пьера, думающего в стороне о высоком┘ И вновь смертный хрип с антресолей.
В Лысых Горах княжна Марья слушает, как доносится из Москвы, из угла зала монолог-письмо Жюли Карагиной (Галина Тюнина и Ксения Кутепова, обе с лебяжьими перьями в руках, хороши, как разноликие Музы, пушкинская и салонная). Стучит токарный станок самого благородного отца в ru (а как ее теперь называть?) словесности. Князь Николай Андреевич как живой, безупречно умный, юродивый, по-пушкински барственный. Худ, как кузнечик, за припадочно-острой пластикой вся традиция чести и чудачества XVIII века. Он на сцене подлинный патриарх мира, в котором чувства, кодексы и поступки┘ Впрочем, эту книжку все читали.
Карэн Бадалов замечательный актер, и его старый князь Болконский лучшее, кажется, что создано в новом спектакле. Но и школа углубленного перечитывания «Войны и мира» в максимально неподходящие к тому времена сильная сценическая школа. (И даже не в перфекционизме ее сила.)
Мизансцены то точны, как миниатюры, то распадаются в студийной беготне. Нет почти пассеизма, нет и эпичности. Все костюмы, как из сундука, найденного не на усадебных, а на коммунальных антресолях. Все исхудали до обострения черт, белые колонны облупились, позолота облезла. Роман прочитан и сыгран театром по новой орфографии, точно продуман хмурым утром, чуть не в рукопашной Московского метро.
Театр П. Н. Фоменко любит и чувствует XIX век. Так зачем же?
┘А вот потом чудится: сам едешь с той же книгой по открытому участку (вроде станции «Кутузовская»). В окнах вечная метель и все та же дорога за Можай. От снега в вагоне светлее (и читать легче), от нависающих драповых плеч, напротив, темнеет (и чтение русской классики чертовски затруднено). Поднять глаза от страниц в толчее стиснуты усталые и суровые люди тех же архетипов. Без ампирной бутафории. (И то остался намек в лице какой-нибудь решительной Марьи Дмитриевны.) В глубине вагона влажно блестят очки аспиранта, читающего «на весу» Тойнби.
Все на месте? Быть не может┘
Но спектакль «Война и мир. Начало романа» ради этого, видимо, задуман и создан не как фамильный портрет. А как потертый альбом с дагерротипами и карточками «три на четыре», документирующими наследственное сходство.
Но зато актеры никогда не забудут эту школу.
Отношение к предмету так не соответствовало духу Москвы середины 1990-х, что я твердо запомнила разговор. И глядя на адекватность молодых актеров театра в шекспировских и толстовских ролях, всегда думала о силе «школы», не желающей замечать круговерти, перемен к худшему и лучшему в умах, домах и предрассудках за чтением бесед отца и сына Болконских.
Теперь вышел и спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены».
Первая часть первого тома: от разговоров у Анны Павловны Шерер о революции, государях и Бонапарте до отъезда князя Андрея на войну.
Почти у всех по две-три роли. Галина Тюнина играет m-me Шерер, графиню Ростову и княжну Марью. Ксения Кутепова маленькую княгиню, Соню и Жюли Карагину.
Карэн Бадалов играет виконта де Мортемара в салоне m-me Шерер, молчаливо-зловещего Доктора при графе Безухове, а в третьем акте старого князя Николая Андреевича Болконского. Пьер Безухов (Андрей Казаков) и Наташа Ростова (Полина Агуреева) остаются сами собой.
Эпический эпиграф занавес старинного, домхатовского покроя (из тех, что не опускаются, а раздергиваются). На занавесе «гравюрная», чуть подкрашенная карта Европы 1805 года. Она с русскими надписями. (И точно из классной комнаты Пети Ростова.) Почти по р. Березине идет вертикальная черта: здесь занавес и делится пополам. Театральное пространство в глубине за Рубиконом меж Россией и Западом, за пропастью «черного воздуха».
О войне, о мировых потрясениях говорят все: эксцентрически-бесцеремонная m-me Шерер, прямой, с болезненной улыбкой эмигрант Мортемар, Пьер Безухов (он блестит круглыми очками в стальной оправе, путается в серой крылатке, переходящей в пыльник земца эпохи Александра II, а то и в ленинградский макинтош времен журналов «Еж» и «Чиж»)┘
Кабинетный бонапартизм русского любомудра и горький сарказм беглеца из якобинской Франции проецируются на семь лет вперед: во времена кометы 1812 года над Арбатской площадью и Пьера в армяке, готового стрелять в Наполеона.
Но и на столетие вперед, в эпоху русской эмиграции, когда потомки Безухова и Мортемара обменяются аргументами в споре о «государственной необходимости» казней и новых вождях. Как похоже, оказывается┘
Мы знаем судьбы героев и даже «масс». Мы видим из зала на 120 мест (где все так близко к черте рампы), как все повторяется, как все слепы, как ничего невозможно понять заранее за смехом Сони и Nicolas, за неловкостью Наташи, танцующей с «большим» и сконфуженным Пьером, за абсолютной еще неколебимостью дома Ростовых┘
И оттого в камерном спектакле открывается будущее, как анфилада комнат. В конце анфилады, как тень в зеркале, сквозит наш новый век.
Сквозняк идет┘ И придает иные измерения спектаклю, сценическим пометам на полях страниц эпоса.
Маргиналии театра разнолики. Вот свет падает на лицо маленькой княгини, на шаль и барежевое платье меж сундуков, за балясинками балюстрады, на попростевшее перед родами лицо. Почти тень, почти пожелтелая акварель. Как жаль ее┘
Вот сцена смерти графа Безухова (он неподвижен на антресолях, в вольтеровском кресле, в шлафроке как автомат XVIII века). Хрип. Два черных силуэта Доктор-немец и Доктор-француз┘ Дьявольски тонкий разговор высохшей от самоотвержения племянницы Катишь (Людмила Аринина) и вальяжного князя Курагина (Рустэм Юскаев), поиски завещания в постели умирающего, жизни мышья беготня, слащаво-беззастенчивая цепкость княгини Друбецкой (Мадлен Джабраилова), готовой на все для сына (сыграно это замечательно). Влажный блеск очков Пьера, думающего в стороне о высоком┘ И вновь смертный хрип с антресолей.
В Лысых Горах княжна Марья слушает, как доносится из Москвы, из угла зала монолог-письмо Жюли Карагиной (Галина Тюнина и Ксения Кутепова, обе с лебяжьими перьями в руках, хороши, как разноликие Музы, пушкинская и салонная). Стучит токарный станок самого благородного отца в ru (а как ее теперь называть?) словесности. Князь Николай Андреевич как живой, безупречно умный, юродивый, по-пушкински барственный. Худ, как кузнечик, за припадочно-острой пластикой вся традиция чести и чудачества XVIII века. Он на сцене подлинный патриарх мира, в котором чувства, кодексы и поступки┘ Впрочем, эту книжку все читали.
Карэн Бадалов замечательный актер, и его старый князь Болконский лучшее, кажется, что создано в новом спектакле. Но и школа углубленного перечитывания «Войны и мира» в максимально неподходящие к тому времена сильная сценическая школа. (И даже не в перфекционизме ее сила.)
Мизансцены то точны, как миниатюры, то распадаются в студийной беготне. Нет почти пассеизма, нет и эпичности. Все костюмы, как из сундука, найденного не на усадебных, а на коммунальных антресолях. Все исхудали до обострения черт, белые колонны облупились, позолота облезла. Роман прочитан и сыгран театром по новой орфографии, точно продуман хмурым утром, чуть не в рукопашной Московского метро.
Театр П. Н. Фоменко любит и чувствует XIX век. Так зачем же?
┘А вот потом чудится: сам едешь с той же книгой по открытому участку (вроде станции «Кутузовская»). В окнах вечная метель и все та же дорога за Можай. От снега в вагоне светлее (и читать легче), от нависающих драповых плеч, напротив, темнеет (и чтение русской классики чертовски затруднено). Поднять глаза от страниц в толчее стиснуты усталые и суровые люди тех же архетипов. Без ампирной бутафории. (И то остался намек в лице какой-нибудь решительной Марьи Дмитриевны.) В глубине вагона влажно блестят очки аспиранта, читающего «на весу» Тойнби.
Все на месте? Быть не может┘
Но спектакль «Война и мир. Начало романа» ради этого, видимо, задуман и создан не как фамильный портрет. А как потертый альбом с дагерротипами и карточками «три на четыре», документирующими наследственное сходство.
Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993