Дело в шляпе!
Интеллектуальную игру ума Оскара Уайльда сравнивали с фейерверком. И если идти по линии ассоциаций, то спектакль «Как важно быть серьезным» в сценическом варианте театра «Мастерская П. Фоменко» можно сравнить с маскарадом, где сверкают бенгальские огни.
Только масок здесь нет. Раб «великой ненужности» в искусстве не нуждался в маскировке. Наоборот, Уайльд, как известно, любил демонстрировать свою оригинальность и намеренно шокировал публику парадоксами.
Следуя духу автора, театр выводит героев «легкомысленной комедии для серьезных людей» на подиум Дома моды Вячеслава Зайцева. Лучшего места для демонстрации чего-либо (а в данном случае и красоты, и интеллекта) трудно сыскать!
Но режиссер спектакля Евгений Каменькович руководствуется не только чисто эстетическими мотивами. У него есть своя корысть он очень верит в своих молодых актеров. «Великолепную восьмерку» костяк участников предыдущего спектакля «Шум и ярость» по У. Фолкнеру он намеренно перемещает из удушливого и тягостного пространства фолкнеровского романа на прекрасную уайльдовскую дорогу, усыпанную цветами, по которой «гений разговора», по его же признанию, прошел с орхидеей в петлице и под звуки флейт (а в нашем спектакле вместо музыки будет слышно щебетание птиц).
Итак, выбран подиум! И именно театральный костюм должен, по замыслу режиссера, сконцентрировать в себе весь эстетизм Уайльда. Стали искать художника, способного справиться с этой задачей.
Примерно за два месяца до премьеры, в назначенный день, на подиуме Дома моды были разложены эскизы выпускников художественного факультета Текстильной академии. Среди многих работ внимание сразу же привлек эскиз замысловатого головного убора (фантасмагорическая шляпа или прическа?), выполненный студентом академии художником из Молдовы Дмитрием Чолаку. Выбор был сделан.
Дмитрию предстояло за короткий срок придумать эскизы около тридцати костюмов и головных уборов. Как одержимый, ринулся он в новый для него мир.
Талант, фанатическое трудолюбие и безудержная фантазия молодого художника привели к неожиданному результату невероятная костюмная коллекция Чолаку зажила по каким-то своим собственным законам: стала играть роль своеобразного костюмного режиссера, диктуя актерам другую, нежели на сцене, манеру движения в огромных или, наоборот, маленьких забавных головных уборах, в многослойных, тяготеющих к скульптурности костюмах; широких юбках на тонких обручах, длинных плащах. А тут еще бутоньерки и тросточки, длинные перчатки и боа Все это нужно уметь носить на подиуме и как манекенщикам, и как острохарактерным, комедийным актерам.
Костюмы Дмитрия Чолаку, а они не только изысканны и элегантны, но остроумны и ироничны, как бы соперничают с теми, кто их носит: давно я не замечала, чтобы по ходу какого-либо спектакля так аплодировали именно одежде
Между тем режиссер стремится раскрыть достоинства молодых актеров своей труппы. Пожалуй, свободнее и раскованнее всех в этой уайльдовской среде обитания чувствует себя Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) маленькая кокетливая плутовка, изящная, как фарфоровая статуэтка. Демонстрировать восхитительный аристократизм рыжеволосым сестрам-близнецам Полине и Ксении Кутеповым помогает удивительный голос он у них почти идентичен интонациям самой Марии Бабановой (леди Брэкнелл и ее дочь Гвендолен).
Причудлива и экзотична странная героиня Галины Тюниной (мисс Призм). Кажущиеся недостатки актера Рустэма Юскаева (Джои Уортинг) скованность, неуклюжесть и печальная отстраненность по ходу действия, когда мы узнаем о тайне рождения его персонажа, вдруг неожиданно предстают его достоинствами: разве каким-то другим мог быть его герой, найденный в раннем детстве в саквояже на железнодорожной станции? И еще одна важная деталь Рустэм Юскаев обладает неожиданным портретным сходством с Оскаром Уайльдом. Хотя считается, что роль автора пьесы выполняет красивый артист Андрей Казаков (слуга и дворецкий одновременно).
Помнится, спектакль «Шум и ярость» во многом был обязан своим успехом щемящему молчанию глухонемого Бенджамина в исполнении Юрия Степанова. Вот и в новом спектакле у актера опять своя особая роль самая высокая нота комизма: мы безоговорочно верим в существование «несуществующего» друга его героя мистера Бенбери. Более того, мы, кажется, мечтаем окунуться с головой в этот бенберистичеокий способ существования. Нам в нашей жизни он просто необходим!
Только масок здесь нет. Раб «великой ненужности» в искусстве не нуждался в маскировке. Наоборот, Уайльд, как известно, любил демонстрировать свою оригинальность и намеренно шокировал публику парадоксами.
Следуя духу автора, театр выводит героев «легкомысленной комедии для серьезных людей» на подиум Дома моды Вячеслава Зайцева. Лучшего места для демонстрации чего-либо (а в данном случае и красоты, и интеллекта) трудно сыскать!
Но режиссер спектакля Евгений Каменькович руководствуется не только чисто эстетическими мотивами. У него есть своя корысть он очень верит в своих молодых актеров. «Великолепную восьмерку» костяк участников предыдущего спектакля «Шум и ярость» по У. Фолкнеру он намеренно перемещает из удушливого и тягостного пространства фолкнеровского романа на прекрасную уайльдовскую дорогу, усыпанную цветами, по которой «гений разговора», по его же признанию, прошел с орхидеей в петлице и под звуки флейт (а в нашем спектакле вместо музыки будет слышно щебетание птиц).
Итак, выбран подиум! И именно театральный костюм должен, по замыслу режиссера, сконцентрировать в себе весь эстетизм Уайльда. Стали искать художника, способного справиться с этой задачей.
Примерно за два месяца до премьеры, в назначенный день, на подиуме Дома моды были разложены эскизы выпускников художественного факультета Текстильной академии. Среди многих работ внимание сразу же привлек эскиз замысловатого головного убора (фантасмагорическая шляпа или прическа?), выполненный студентом академии художником из Молдовы Дмитрием Чолаку. Выбор был сделан.
Дмитрию предстояло за короткий срок придумать эскизы около тридцати костюмов и головных уборов. Как одержимый, ринулся он в новый для него мир.
Талант, фанатическое трудолюбие и безудержная фантазия молодого художника привели к неожиданному результату невероятная костюмная коллекция Чолаку зажила по каким-то своим собственным законам: стала играть роль своеобразного костюмного режиссера, диктуя актерам другую, нежели на сцене, манеру движения в огромных или, наоборот, маленьких забавных головных уборах, в многослойных, тяготеющих к скульптурности костюмах; широких юбках на тонких обручах, длинных плащах. А тут еще бутоньерки и тросточки, длинные перчатки и боа Все это нужно уметь носить на подиуме и как манекенщикам, и как острохарактерным, комедийным актерам.
Костюмы Дмитрия Чолаку, а они не только изысканны и элегантны, но остроумны и ироничны, как бы соперничают с теми, кто их носит: давно я не замечала, чтобы по ходу какого-либо спектакля так аплодировали именно одежде
Между тем режиссер стремится раскрыть достоинства молодых актеров своей труппы. Пожалуй, свободнее и раскованнее всех в этой уайльдовской среде обитания чувствует себя Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) маленькая кокетливая плутовка, изящная, как фарфоровая статуэтка. Демонстрировать восхитительный аристократизм рыжеволосым сестрам-близнецам Полине и Ксении Кутеповым помогает удивительный голос он у них почти идентичен интонациям самой Марии Бабановой (леди Брэкнелл и ее дочь Гвендолен).
Причудлива и экзотична странная героиня Галины Тюниной (мисс Призм). Кажущиеся недостатки актера Рустэма Юскаева (Джои Уортинг) скованность, неуклюжесть и печальная отстраненность по ходу действия, когда мы узнаем о тайне рождения его персонажа, вдруг неожиданно предстают его достоинствами: разве каким-то другим мог быть его герой, найденный в раннем детстве в саквояже на железнодорожной станции? И еще одна важная деталь Рустэм Юскаев обладает неожиданным портретным сходством с Оскаром Уайльдом. Хотя считается, что роль автора пьесы выполняет красивый артист Андрей Казаков (слуга и дворецкий одновременно).
Помнится, спектакль «Шум и ярость» во многом был обязан своим успехом щемящему молчанию глухонемого Бенджамина в исполнении Юрия Степанова. Вот и в новом спектакле у актера опять своя особая роль самая высокая нота комизма: мы безоговорочно верим в существование «несуществующего» друга его героя мистера Бенбери. Более того, мы, кажется, мечтаем окунуться с головой в этот бенберистичеокий способ существования. Нам в нашей жизни он просто необходим!
Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993