Леденцовый период русской истории
«Три сестры» и их наследство. Диагноз Антона Чехова и Петра Фоменко
«Трех сестер» «Мастерской Петра Фоменко» ждали долго. Ждали отточенного танца жестов и интонаций «семейного несчастия». Этакого «Видения Розы» 1900 года.
Но вместо цветов запоздалых пришлось вспомнить жесткое письменное предупреждение гигиениста и диагноста:
«Пьеса вышла скучная, тягучая, неудобная. Настроение, как говорят, мрачней мрачного┘ Настроение, говорят, убийственное.
Душевно Ваш А. Чехов»
На программке групповой портрет. Но это не Галина Тюнина, Полина Кутепова и Ксения Кутепова в ролях Ольги, Маши и Ирины. Это главные героини: три куклы, три куклы, три куклы.
Все отдадут сестры Прозоровы после пожара погорелым барышням Колотилиным! Но кукол в пушкинских панталончиках конфузливо припрячут для личных нужд.
Нежность девичьих душ вызывает не умиление, а ужас. Страшны тряпичные инфантилочки почти тридцатилетние (как и их хозяйки). Они жеманные, бескостные, мечтательные и равнодушные, эти фамильные демоны из фамильного сундука.
У британцев в шкафу скелеты. У нас усадебные бирюльки. Но «падение дома Прозоровых» логично: где бирюльки, там и скелеты.
Смешны и страшны «университетские лекции», которые перечитывает вслух земский деятель Прозоров (Андрей Казаков). Под бумагами у него спрятан Жюль Верн или Буссенар. Нечто для героев рассказа «Мальчики», «занимательная география», из-за которой гимназисты сбегают из дому.
Бежать готов Андрей Сергеевич.
Можно в джунгли. Но лучше сразу в Большой Московский трактир.
Внутренняя тема спектакля из записных книжек все того же гигиениста: «┘с неумением брать от жизни то, что она может дать, и с страстной жаждой того, чего нет и не может быть на земле».
Только советская школа могла принимать всерьез хрестоматийные стоны Андрея. Вот это: «Город наш┘ в нем сто тысяч жителей┘ и ни одного ученого, ни одного художника┘ Едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами┘
Мне быть членом здешней земской управы, мне, которому снится каждую ночь, что я профессор Московского университета┘»
Прозоровы страждут в губернском городе 1896 1900 гг. В городе «вроде Перми» поясняет Чехов в письме. С 1898 г. умы в столицах сотрясает журнал «Мир искусства» с варварскими творениями всяких Бердслеев и Сезаннов. Издает сие сын пермского заводчика Сергей Дягилев. Выпускник той самой гимназии, историю которой в «Трех сестрах» так уныло пишет крючкотвор Кулыгин.
В Перми 1897-го инженер Н. Г. Славянов изобрел такую штуку, как электросварка. Был награжден медалью Всемирной выставки в Чикаго. Как раз к 1900 году благодаря этому изобретению в России создан крупнейший в мире нефтепровод. Строятся первый в мире ледокол и мосты нового типа.
Славянову сейчас поставлен памятник в Перми: смешной такой чеховский человек, в вицмундире и фуражке.
На Кулыгина похож.
А ежели член земской управы Андрей Прозоров страждет от омерзения в ином губернском городе┘ Господи! В эти годы земское движение кипит, собирает конспиративные совещания, рождает в недрах себя две партии кадетов и октябристов. Земство активно занимается агрономической помощью крестьянству, создает блестящую статистику, поручает молодому С. Н. Булгакову анализ аграрных данных, а молодому П. Б. Струве издание газеты.
Земство упорно подает петиции императору, 13 лет безуспешно пытается продавить «всеобщую школьную повинность» для населения России и к 1908 году добьется ее наконец!
Кабы это у земцев вышло с первой попытки к началу революции была бы грамотна и очеловечена 4-классным обучением вся Россия до 30 лет включительно. А не до 17, как это было на деле.
И членов губернских управ в России было меньше, чем профессоров.
Ненависть Андрея и Ирины к работе в управе беспощадный диагноз всей семье.
Современники, знавшие реальный контекст, упрекали пьесу «Три сестры» в неправдоподобии, натяжках и передержках.
Увы┘ Мы отлично знаем внутреннюю правду этих характеров. И знаем, что за последующие сто лет их правда только сгущалась.
В спектакле Фоменко «сцена проклятий городу» ужасна. Чем-то замогильным веет от опухшего человека с бабьим переплясом жалоб. Возле него стоит с палкой в руках сторож управы Ферапонт, умоляя:
Андрей Сергеич! Бумаги-то┘ бумаги подпишите!
А «Москва за сценой» явно та, с которой Чехов жестоко рассчитался еще в очерке 1890 года: «мостовые, покрытые желто-бурым киселем, сорные углы, вонючие ворота», претенциозные беседы на вернисажах, грязные кухни, форточки, заткнутые подушками, прогрессивные дамы, втихомолку пьющие водку, полузнание и уныние.
Все то, что так рельефно проступает в Прозоровых.
Театр идет строго по тексту пьесы с «убийственным настроением», методично и мучительно рассматривая, как три хозяйки дома все не дают чаю голодному с утра Вершинину (Рустэм Юскаев). Собственно, все трагедии вырастают из мелкой бытовой бестактности. Из возвышенной неприметливости. Из тонкой смеси сентимента к дальнему и рассеянной жестокости к ближнему, которую так тонко и смешно играют сестры Кутеповы Маша и Ирина.
Милые, нежные люди, награжденные каким-то вечным детством! Вечное детство развернуто в замедленной рапидной съемке. Город горит но пьян врач и играет на скрипке член губернской земской управы. Бесконечно, как чумной сон, тянется «ночь после пожара» каждый приходящий заново будит весь дом, чтоб поговорить начистоту о заветном. Любой из домочадцев мог предотвратить дуэль Тузенбаха и Соленого но одни вслух мечтали освободить потомство «от праздности, от квасу, от гуся с капустой», другие следили за перелетом лебедей, третьи рассказывали, что душа их как дорогой рояль┘
Сколько лет балует «конфектами» младшую, Ирину, друг дома Чебутыкин (Юрий Степанов)! Последний bonbon доктор отдает любимице, отправляясь на дуэль Соленого с Тузенбахом, отпыхиваясь, бормоча: «Одним бароном больше, одним меньше не все ли равно?».
Невеста прислушалась бы да отвлек голубой кокетливый фантик┘
Г-н Гаев «проел на леденцах» семейное имение с вишневым садом. Ирина у П. Н. Фоменко теряет «на леденцах» жизнь жениха.
Роли агрессивных разрушителей уюта «с роялем и тремя языками», Наташи и Соленого, отданы Мадлен Джабраиловой и Карэну Бадалову. Оба актера наделены блестящим даром гротеска. Но с обоих точно взяли честное благородное слово не применять этот дар в «Трех сестрах»┘
Но «по Фоменко» не Наташа и не Соленый причины распада. Они лишь выполняют то, на что запрограммированы характером и судьбой.
А спектакль о Прозоровых и их «нежных и старинных друзьях».
Истинным протагонистом здесь выглядит Чебутыкин: «Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет. ┘Все равно! Все равно!».
Но и итог, его нестерпимое осознание в финале довольно легко «прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали».
Хрестоматийное «Милые сестры┘», «Если бы знать┘», «Я буду работать, буду работать┘» звучит злейшей пародией. И это продолжение бесконечной болтовни, которую не смогли оборвать и выстрелы.
Странные сближения возникают в сознании зрителя премьеры.
А все же что-то еще блещет в этом безнадежном доме. Чуть-чуть. Замордованный домашним распевом старый романс Полонского. Пируэты влюбленного Тузенбаха (Кирилл Пирогов), взлетающего над садом с соломенной шляпой в руках. Камейный профиль единственной из сестер, что взрослеет к финалу, Ольги (Галины Тюниной).
Неловко прощается Вершинин (Ольга этого спектакля влюблена в Вершинина молча, куда глубже и горше, чем Маша). Начальница губернской гимназии сидит на чемодане, кутаясь в старую шинель отца со споротыми погонами. Точно это ноябрь 1920 года, Севастополь, пристань. Уходят не баржи артиллерийской бригады, а транспорты Врангеля.
И Ольга еще увидит этот пожар, еще будет вытаскивать из сыпняка на Принцевых островах племянницу Софочку, еще будет начальницей где-нибудь в русском сиротском приюте под Брюсселем.
Впрочем, и это лирика. Лебеди, давно пролетевшие над городом N. , в котором вот сейчас зреет дуэль.
Петр Фоменко поставил очень мрачный и очень чеховский спектакль. О нашей способности жить «здесь и сейчас» в конечном итоге.
Но вместо цветов запоздалых пришлось вспомнить жесткое письменное предупреждение гигиениста и диагноста:
«Пьеса вышла скучная, тягучая, неудобная. Настроение, как говорят, мрачней мрачного┘ Настроение, говорят, убийственное.
Душевно Ваш А. Чехов»
На программке групповой портрет. Но это не Галина Тюнина, Полина Кутепова и Ксения Кутепова в ролях Ольги, Маши и Ирины. Это главные героини: три куклы, три куклы, три куклы.
Все отдадут сестры Прозоровы после пожара погорелым барышням Колотилиным! Но кукол в пушкинских панталончиках конфузливо припрячут для личных нужд.
Нежность девичьих душ вызывает не умиление, а ужас. Страшны тряпичные инфантилочки почти тридцатилетние (как и их хозяйки). Они жеманные, бескостные, мечтательные и равнодушные, эти фамильные демоны из фамильного сундука.
У британцев в шкафу скелеты. У нас усадебные бирюльки. Но «падение дома Прозоровых» логично: где бирюльки, там и скелеты.
Смешны и страшны «университетские лекции», которые перечитывает вслух земский деятель Прозоров (Андрей Казаков). Под бумагами у него спрятан Жюль Верн или Буссенар. Нечто для героев рассказа «Мальчики», «занимательная география», из-за которой гимназисты сбегают из дому.
Бежать готов Андрей Сергеевич.
Можно в джунгли. Но лучше сразу в Большой Московский трактир.
Внутренняя тема спектакля из записных книжек все того же гигиениста: «┘с неумением брать от жизни то, что она может дать, и с страстной жаждой того, чего нет и не может быть на земле».
Только советская школа могла принимать всерьез хрестоматийные стоны Андрея. Вот это: «Город наш┘ в нем сто тысяч жителей┘ и ни одного ученого, ни одного художника┘ Едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами┘
Мне быть членом здешней земской управы, мне, которому снится каждую ночь, что я профессор Московского университета┘»
Прозоровы страждут в губернском городе 1896 1900 гг. В городе «вроде Перми» поясняет Чехов в письме. С 1898 г. умы в столицах сотрясает журнал «Мир искусства» с варварскими творениями всяких Бердслеев и Сезаннов. Издает сие сын пермского заводчика Сергей Дягилев. Выпускник той самой гимназии, историю которой в «Трех сестрах» так уныло пишет крючкотвор Кулыгин.
В Перми 1897-го инженер Н. Г. Славянов изобрел такую штуку, как электросварка. Был награжден медалью Всемирной выставки в Чикаго. Как раз к 1900 году благодаря этому изобретению в России создан крупнейший в мире нефтепровод. Строятся первый в мире ледокол и мосты нового типа.
Славянову сейчас поставлен памятник в Перми: смешной такой чеховский человек, в вицмундире и фуражке.
На Кулыгина похож.
А ежели член земской управы Андрей Прозоров страждет от омерзения в ином губернском городе┘ Господи! В эти годы земское движение кипит, собирает конспиративные совещания, рождает в недрах себя две партии кадетов и октябристов. Земство активно занимается агрономической помощью крестьянству, создает блестящую статистику, поручает молодому С. Н. Булгакову анализ аграрных данных, а молодому П. Б. Струве издание газеты.
Земство упорно подает петиции императору, 13 лет безуспешно пытается продавить «всеобщую школьную повинность» для населения России и к 1908 году добьется ее наконец!
Кабы это у земцев вышло с первой попытки к началу революции была бы грамотна и очеловечена 4-классным обучением вся Россия до 30 лет включительно. А не до 17, как это было на деле.
И членов губернских управ в России было меньше, чем профессоров.
Ненависть Андрея и Ирины к работе в управе беспощадный диагноз всей семье.
Современники, знавшие реальный контекст, упрекали пьесу «Три сестры» в неправдоподобии, натяжках и передержках.
Увы┘ Мы отлично знаем внутреннюю правду этих характеров. И знаем, что за последующие сто лет их правда только сгущалась.
В спектакле Фоменко «сцена проклятий городу» ужасна. Чем-то замогильным веет от опухшего человека с бабьим переплясом жалоб. Возле него стоит с палкой в руках сторож управы Ферапонт, умоляя:
Андрей Сергеич! Бумаги-то┘ бумаги подпишите!
А «Москва за сценой» явно та, с которой Чехов жестоко рассчитался еще в очерке 1890 года: «мостовые, покрытые желто-бурым киселем, сорные углы, вонючие ворота», претенциозные беседы на вернисажах, грязные кухни, форточки, заткнутые подушками, прогрессивные дамы, втихомолку пьющие водку, полузнание и уныние.
Все то, что так рельефно проступает в Прозоровых.
Театр идет строго по тексту пьесы с «убийственным настроением», методично и мучительно рассматривая, как три хозяйки дома все не дают чаю голодному с утра Вершинину (Рустэм Юскаев). Собственно, все трагедии вырастают из мелкой бытовой бестактности. Из возвышенной неприметливости. Из тонкой смеси сентимента к дальнему и рассеянной жестокости к ближнему, которую так тонко и смешно играют сестры Кутеповы Маша и Ирина.
Милые, нежные люди, награжденные каким-то вечным детством! Вечное детство развернуто в замедленной рапидной съемке. Город горит но пьян врач и играет на скрипке член губернской земской управы. Бесконечно, как чумной сон, тянется «ночь после пожара» каждый приходящий заново будит весь дом, чтоб поговорить начистоту о заветном. Любой из домочадцев мог предотвратить дуэль Тузенбаха и Соленого но одни вслух мечтали освободить потомство «от праздности, от квасу, от гуся с капустой», другие следили за перелетом лебедей, третьи рассказывали, что душа их как дорогой рояль┘
Сколько лет балует «конфектами» младшую, Ирину, друг дома Чебутыкин (Юрий Степанов)! Последний bonbon доктор отдает любимице, отправляясь на дуэль Соленого с Тузенбахом, отпыхиваясь, бормоча: «Одним бароном больше, одним меньше не все ли равно?».
Невеста прислушалась бы да отвлек голубой кокетливый фантик┘
Г-н Гаев «проел на леденцах» семейное имение с вишневым садом. Ирина у П. Н. Фоменко теряет «на леденцах» жизнь жениха.
Роли агрессивных разрушителей уюта «с роялем и тремя языками», Наташи и Соленого, отданы Мадлен Джабраиловой и Карэну Бадалову. Оба актера наделены блестящим даром гротеска. Но с обоих точно взяли честное благородное слово не применять этот дар в «Трех сестрах»┘
Но «по Фоменко» не Наташа и не Соленый причины распада. Они лишь выполняют то, на что запрограммированы характером и судьбой.
А спектакль о Прозоровых и их «нежных и старинных друзьях».
Истинным протагонистом здесь выглядит Чебутыкин: «Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет. ┘Все равно! Все равно!».
Но и итог, его нестерпимое осознание в финале довольно легко «прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали».
Хрестоматийное «Милые сестры┘», «Если бы знать┘», «Я буду работать, буду работать┘» звучит злейшей пародией. И это продолжение бесконечной болтовни, которую не смогли оборвать и выстрелы.
Странные сближения возникают в сознании зрителя премьеры.
А все же что-то еще блещет в этом безнадежном доме. Чуть-чуть. Замордованный домашним распевом старый романс Полонского. Пируэты влюбленного Тузенбаха (Кирилл Пирогов), взлетающего над садом с соломенной шляпой в руках. Камейный профиль единственной из сестер, что взрослеет к финалу, Ольги (Галины Тюниной).
Неловко прощается Вершинин (Ольга этого спектакля влюблена в Вершинина молча, куда глубже и горше, чем Маша). Начальница губернской гимназии сидит на чемодане, кутаясь в старую шинель отца со споротыми погонами. Точно это ноябрь 1920 года, Севастополь, пристань. Уходят не баржи артиллерийской бригады, а транспорты Врангеля.
И Ольга еще увидит этот пожар, еще будет вытаскивать из сыпняка на Принцевых островах племянницу Софочку, еще будет начальницей где-нибудь в русском сиротском приюте под Брюсселем.
Впрочем, и это лирика. Лебеди, давно пролетевшие над городом N. , в котором вот сейчас зреет дуэль.
Петр Фоменко поставил очень мрачный и очень чеховский спектакль. О нашей способности жить «здесь и сейчас» в конечном итоге.
Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993