Мы будем у вас в течение часа
В «Мастерской Петра Фоменко» премьера. Молодой режиссер Алексей Кузмин-Тарасов поставил спектакль с интригующим названием «Сережа очень тупой». Так же называется и пьеса Дмитрия Данилова, которая легла в основу спектакля.
Впервые она была представлена публике в ходе читки на драматургическом фестивале «Любимовка», летом прошлого года. «Мне показалось интересным написать пьесу с вполне классической формой (сюжет, персонажи, диалоги), со своей внутренней логикой, но при этом абсурдную», – рассказывает драматург. Действительно, произведение Данилова можно в какой-то мере причислить к корпусу драматургии театра абсурда. В типовую московскую однушку, где живут тридцатилетние супруги Сережа и Маша, заявляются три курьера из таинственной Службы Доставки с посылкой от неизвестного отправителя. Перед этим они, конечно же, позвонили хозяину дома и предупредили, что будут в течение часа. К ужасу Сережи «в течение часа» в этой Службе подразумевают не дорогу, а нахождение у клиента в течение часа. И вот эти странные люди в зеленой униформе высиживают положенное время, отвлекая программиста Сережу от работы и заставляя играть в города.
«Если мне нужно ответить на вопрос о чем эта пьеса?“, то я бы сказал, что она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать», – объясняет Данилов. В 2006 году по фестивальным экранам прошел фильм Аркадия Яхниса по сценарию Юрия Арабова «Ужас, который всегда с тобой» – там был использован тот же абсурдистский прием: в квартиру простых обывателей заселялась группа спецназовцев, которая «пасла» владельца квартиры напротив. И несчастные супруги постепенно привыкали к жизни в собственном доме с чужими людьми. Такое вроде тихое и ненавязчивое насилие, но ему совершенно невозможно противостоять, в нем вязнешь
«Тупой» Сережа в пьесе Данилова тоже на глазах теряет уверенность. Столичный IT-гений пасует перед заскорузлыми мужичками из города Грязи (да-да, все трое родились в славном городе Грязи), пьющими чай из блюдечек, с сахаром вприкуску. Потому что они представляют какую-то зловещую, темную силу, которая способна задавить массой. «Курьерам» из Службы Доставки странными и неправильными кажутся умники вроде Сережи. Надо бы таких навещать и вселять в них напряжение, чтоб не мнили себя хозяевами жизни. Скромнее надо быть, Сережа, не выпен¬дриваться и не обижать уроженцев города Грязи.
Спектакль Кузмина-Тарасова, ученика нынешнего худрука театра Евгения Каменьковича поставлен в рамках проекта «Пробы и ошибки», то есть, он родился из эскиза. В нем заняты не только молодые звезды театра Андрей Миххалев, Мария Большова, но и мэтр «Мастерской» Тагир Рахимов – он замечательно сыграл старшего курьера, больше других склонного к нравоучениям. Вообще, сложился гармоничный ансамбль из пяти актеров разных поколений. Манера существования исполнителей и лаконичная сценография никак не поддерживают абсурд – и оттого иррациональность действий и речей «курьеров» так работает.
Источник: «На западе Москвы»
Впервые она была представлена публике в ходе читки на драматургическом фестивале «Любимовка», летом прошлого года. «Мне показалось интересным написать пьесу с вполне классической формой (сюжет, персонажи, диалоги), со своей внутренней логикой, но при этом абсурдную», – рассказывает драматург. Действительно, произведение Данилова можно в какой-то мере причислить к корпусу драматургии театра абсурда. В типовую московскую однушку, где живут тридцатилетние супруги Сережа и Маша, заявляются три курьера из таинственной Службы Доставки с посылкой от неизвестного отправителя. Перед этим они, конечно же, позвонили хозяину дома и предупредили, что будут в течение часа. К ужасу Сережи «в течение часа» в этой Службе подразумевают не дорогу, а нахождение у клиента в течение часа. И вот эти странные люди в зеленой униформе высиживают положенное время, отвлекая программиста Сережу от работы и заставляя играть в города.
«Если мне нужно ответить на вопрос о чем эта пьеса?“, то я бы сказал, что она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать», – объясняет Данилов. В 2006 году по фестивальным экранам прошел фильм Аркадия Яхниса по сценарию Юрия Арабова «Ужас, который всегда с тобой» – там был использован тот же абсурдистский прием: в квартиру простых обывателей заселялась группа спецназовцев, которая «пасла» владельца квартиры напротив. И несчастные супруги постепенно привыкали к жизни в собственном доме с чужими людьми. Такое вроде тихое и ненавязчивое насилие, но ему совершенно невозможно противостоять, в нем вязнешь
«Тупой» Сережа в пьесе Данилова тоже на глазах теряет уверенность. Столичный IT-гений пасует перед заскорузлыми мужичками из города Грязи (да-да, все трое родились в славном городе Грязи), пьющими чай из блюдечек, с сахаром вприкуску. Потому что они представляют какую-то зловещую, темную силу, которая способна задавить массой. «Курьерам» из Службы Доставки странными и неправильными кажутся умники вроде Сережи. Надо бы таких навещать и вселять в них напряжение, чтоб не мнили себя хозяевами жизни. Скромнее надо быть, Сережа, не выпен¬дриваться и не обижать уроженцев города Грязи.
Спектакль Кузмина-Тарасова, ученика нынешнего худрука театра Евгения Каменьковича поставлен в рамках проекта «Пробы и ошибки», то есть, он родился из эскиза. В нем заняты не только молодые звезды театра Андрей Миххалев, Мария Большова, но и мэтр «Мастерской» Тагир Рахимов – он замечательно сыграл старшего курьера, больше других склонного к нравоучениям. Вообще, сложился гармоничный ансамбль из пяти актеров разных поколений. Манера существования исполнителей и лаконичная сценография никак не поддерживают абсурд – и оттого иррациональность действий и речей «курьеров» так работает.
Источник: «На западе Москвы»
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Тупо, напримерВладимир Борисов, «Известия», 29.04.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Ироничный спектакль со множеством вопросовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 25.04.2018
- Мы будем у вас в течение часаДарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Кто стучится в дверь ко мне?Михаил Визель, «Год литературы», 3.04.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017