Москва без любви
Миндаугас Карбаускис поставил роман Андрея Платонова
Название спектакля явно перекликается с предыдущей работой режиссера «Рассказом о семи повешенных» Леонида Андреева. «Рассказ о счастливой Москве» (неоконченный роман Андрея Платонова называется просто «Счастливая Москва») реплика и антитеза к предыдущему опусу.
В рассказе о повешенных, о смерти настойчиво слышны смех и радость, и обрыв жизни передан как захватывающий полет санок с горки, как детская зимняя игра. В «счастливой Москве» Платонова, наполненной непрестанной кумачовой радостью, напротив, тоска и беда притаились как тени, почти не различимые в гремящих победных маршах строителей социализма, в веселых фокстротах и вальсах 20-30-х годов. Или запрятались в гардеробе, на вешалках, среди пальто и серых шинелей. Люди появляются оттуда и там же, в темноте гардероба исчезают, оставляя по себе только нескончаемый стук номерков. Этот стук, резкий как выстрелы, становится последним звуком спектакля, и в нем материализуется весь несказанный ужас эпохи. В самом же спектакле его точно и нет.
Cтрашное начало платоновского романа Карбаускис тоже выносит за скобки театрального повествования в текст программки, где говорится о бегущем с факелом человеке и раздавшемся внезапно выстреле и крике. «Наверное, убили бежавшего с факелом человека Девочка уснула и забыла все Но до поздних лет жизни в ней неожиданно и печально бежал безымянный человек в бледном свете памяти и снова погибал во тьме прошлого, в сердце выросшего ребенка». Собственно, этот крик мертвого человека, который неожиданно пробуждается в теле и сердце жизнерадостной молодой женщины, многое определяет в новом спектакле Карбаускиса. Его заглавную героиню, потерявшую родителей в первые дни революции и названную в детском доме Москвой Ивановной Честновой, играет актриса Ирина Пегова.
Полнокровную, ренессансную и духом и телом актрису Ирину Пегову теперь с полным правом можно назвать «актрисой Платонова». С тех пор как она появилась в студенческом спектакле Василия Сенина и Аллы Сигаловой «Фро» по платоновскому рассказу, образовалась ее неповторимая интонация, ни на что не похожий звук ее актерской «темы». У Пеговой восхитительный контрапункт жизненной силы, переполненности бытием и одновременно смиренного сознания ненужности, неуместности этой древней силы и красоты в современном мире. Не в ней самой, где-то а пределами ее существа положен предел ее силе, но она знает о неизбежности обрыва. Иными словами это драма цельности в нецелостном, раздробленном бытии. Актриса от этой «темы» свободна, но ее подспудное клокотание многое определяет в ее актерской поступи, как подземные воды незримо влияют на земной ландшафт.
Кажется, что Карбаускис именно ради этой «пеговской темы» сочинил весь свой спектакль. Радость «социалистического человечества», готовность превратить любовь в неостановимый электрический ток, в постоянную работу машин, в нескончаемое движение шестеренок на благо непросвещенного мира играется у Карбаускиса с какой-то детской, безыскусной простотой. Прекрасная Москва Пеговой в кумачовой шинели, среди алых гвоздик и таких же кумачовых мужских штанов думает вместе со всеми только о том, как превратить энергию любви в полезное для мира горение. Но посередь героического строительства все сильнее разливается косноязычная тоска тел и сердец, не знающих, как и куда себя деть.
Вместе с Пеговой эту тему скрытой, не умеющей выразить себя тоски виртуозно аранжирует молодой актер Александр Яценко, играющий инженера Сарториуса, безнадежно и навеки влюбленного в Москву.
Карбаускис обрывает свой спектакль, как Платонов оборвал свою прозу: костяшки номерков застучали по гардеробной доске, люди растворились в шинелях, там же исчезла веселая Москва, так и не сумевшая найти гармонию между любовью и строительством светлого будущего для человечества.
В рассказе о повешенных, о смерти настойчиво слышны смех и радость, и обрыв жизни передан как захватывающий полет санок с горки, как детская зимняя игра. В «счастливой Москве» Платонова, наполненной непрестанной кумачовой радостью, напротив, тоска и беда притаились как тени, почти не различимые в гремящих победных маршах строителей социализма, в веселых фокстротах и вальсах 20-30-х годов. Или запрятались в гардеробе, на вешалках, среди пальто и серых шинелей. Люди появляются оттуда и там же, в темноте гардероба исчезают, оставляя по себе только нескончаемый стук номерков. Этот стук, резкий как выстрелы, становится последним звуком спектакля, и в нем материализуется весь несказанный ужас эпохи. В самом же спектакле его точно и нет.
Cтрашное начало платоновского романа Карбаускис тоже выносит за скобки театрального повествования в текст программки, где говорится о бегущем с факелом человеке и раздавшемся внезапно выстреле и крике. «Наверное, убили бежавшего с факелом человека Девочка уснула и забыла все Но до поздних лет жизни в ней неожиданно и печально бежал безымянный человек в бледном свете памяти и снова погибал во тьме прошлого, в сердце выросшего ребенка». Собственно, этот крик мертвого человека, который неожиданно пробуждается в теле и сердце жизнерадостной молодой женщины, многое определяет в новом спектакле Карбаускиса. Его заглавную героиню, потерявшую родителей в первые дни революции и названную в детском доме Москвой Ивановной Честновой, играет актриса Ирина Пегова.
Полнокровную, ренессансную и духом и телом актрису Ирину Пегову теперь с полным правом можно назвать «актрисой Платонова». С тех пор как она появилась в студенческом спектакле Василия Сенина и Аллы Сигаловой «Фро» по платоновскому рассказу, образовалась ее неповторимая интонация, ни на что не похожий звук ее актерской «темы». У Пеговой восхитительный контрапункт жизненной силы, переполненности бытием и одновременно смиренного сознания ненужности, неуместности этой древней силы и красоты в современном мире. Не в ней самой, где-то а пределами ее существа положен предел ее силе, но она знает о неизбежности обрыва. Иными словами это драма цельности в нецелостном, раздробленном бытии. Актриса от этой «темы» свободна, но ее подспудное клокотание многое определяет в ее актерской поступи, как подземные воды незримо влияют на земной ландшафт.
Кажется, что Карбаускис именно ради этой «пеговской темы» сочинил весь свой спектакль. Радость «социалистического человечества», готовность превратить любовь в неостановимый электрический ток, в постоянную работу машин, в нескончаемое движение шестеренок на благо непросвещенного мира играется у Карбаускиса с какой-то детской, безыскусной простотой. Прекрасная Москва Пеговой в кумачовой шинели, среди алых гвоздик и таких же кумачовых мужских штанов думает вместе со всеми только о том, как превратить энергию любви в полезное для мира горение. Но посередь героического строительства все сильнее разливается косноязычная тоска тел и сердец, не знающих, как и куда себя деть.
Вместе с Пеговой эту тему скрытой, не умеющей выразить себя тоски виртуозно аранжирует молодой актер Александр Яценко, играющий инженера Сарториуса, безнадежно и навеки влюбленного в Москву.
Карбаускис обрывает свой спектакль, как Платонов оборвал свою прозу: костяшки номерков застучали по гардеробной доске, люди растворились в шинелях, там же исчезла веселая Москва, так и не сумевшая найти гармонию между любовью и строительством светлого будущего для человечества.
Алена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002