Было у Москвы три любовника
В «Табакерке» показали некогда запрещенный роман Андрея Платонова
Спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» на сцене «Табакерки» первая инсценировка некогда запрещенного романа Андрея Платонова «Счастливая Москва», увидевшего свет только в 1991 году. Москва это имя главной героини-детдомовки и мужской мечты. Режиссер выбрал местом действия гардероб, наполнив его ворохами одинаковых серых пальто и стуком номерков.
Режиссера не первый раз привлекают людские типы, которых в нашей жизни больше нет. Не существует таких Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича из «Старосветских помещиков», или ужасной семейки Бандренов из «Как я умирала». Нет больше жителей поместья Войницевки, и дом их заколочен. Нет юных идеалистов, готовящих бомбы на министров и гордо спешащих на казнь. Нет и платоновских комсомольцев и коммунистов, истово решающих жить для всемирного счастья всех людей, которых описывал Платонов в своем романе «Счастливая Москва».
Когда-то Василий Сенин, как и Карбаускис, ученик Фоменко, решал сходную коллизию в своем спектакле «Фро», где главную роль сыграла героиня постановки в «Табакерке» Ирина Пегова. Там Фро не выдерживала разлуки с мужем, уехавшим строить коммунизм. Герои «Счастливой Москвы» изобретатель Сарториус (Александр Яценко), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), управленец Божко (Алексей Усольцев) колеблются: не отвлечет ли женщина с ласковыми глазами и говорящим именем Москва Ивановна, от великих будней служения человечеству? Актеры «Табакерки» создают своего рода любовный триптих. Где один любит застенчиво и несмело, второй с самозабвенностью мужчины-эгоиста, а третий растворяется в нежности. Небывалые люди с немыслимой речью из спотыкающихся деепричастий, в кумачовых рубашках и подштанниках вглядываются куда-то вдаль в поисках неведомого.
Похоже, что какая-то агорафобия (боязнь пространства) заставляет Карбаускиса в каждой следующей постановке все больше сужать пространство игры. В «Дяде Ване» он загораживает гигантскую мхатовскую сцену домом. А в «Счастливой Москве» и без того крошечную сцену «Табакерки» занимает гардероб с уходящими рядами вешалок. Основное действие идет прямо на гардеробной стойке-ограде под аккомпанемент стука номерков и советских шлягеров.
Выигрывая в камерной интимности происходящего, Карбаускис с неизбежностью теряет масштаб событий. Москва в романе, в которую влюбляются все и немедленно, Женщина-Город-Жизнь. В спектакле это прелестная девушка, с розовой кожей и внутренним сиянием счастья. Метафизическое пространство платоновского романа Карбаускис сжимает до камерного формата «рассказа о». Платонова-мыслителя ограничивает любовной лирикой.
В отличие от своих героев режиссер не стремится «в незнаемое», предъявив в спектакле свои бесспорные, но уже не раз опробованные умения. Может, поэтому в предельно чувственной истории ощутим такой холодок? Режиссер, в сущности, ушел от главной коллизии платоновской прозы. Стремящиеся охватить весь земной шар, герои Платонова успокаиваются в тесном пространстве семейной жизни с нелюбимыми людьми. Мечта о всеобщем счастье оборачивается выполнением долга перед одним обиженным человеком. Изобретатель Сарториус успокаивает смятение сердца в семейной жизни со злобной увядшей женщиной и воспитанием чужого сына. Москва Ивановна теряет ногу и приземляется в берлоге опустившегося «вневойсковика» Комягина. Загнанные изначально в пространство между улицей и удивительным местом, куда они стремятся, герои спектакля, пройдя длинный путь, оказываются в начальной точке.
Миндаугаса Карбаускиса давно называют главной надеждой московской сцены. Может, поэтому каждую его работу хочется оценивать не в пределах данного сезона (а здесь она в числе лучших), но в сравнении с теми возможностями, которые предлагает он сам.
Режиссера не первый раз привлекают людские типы, которых в нашей жизни больше нет. Не существует таких Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича из «Старосветских помещиков», или ужасной семейки Бандренов из «Как я умирала». Нет больше жителей поместья Войницевки, и дом их заколочен. Нет юных идеалистов, готовящих бомбы на министров и гордо спешащих на казнь. Нет и платоновских комсомольцев и коммунистов, истово решающих жить для всемирного счастья всех людей, которых описывал Платонов в своем романе «Счастливая Москва».
Когда-то Василий Сенин, как и Карбаускис, ученик Фоменко, решал сходную коллизию в своем спектакле «Фро», где главную роль сыграла героиня постановки в «Табакерке» Ирина Пегова. Там Фро не выдерживала разлуки с мужем, уехавшим строить коммунизм. Герои «Счастливой Москвы» изобретатель Сарториус (Александр Яценко), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), управленец Божко (Алексей Усольцев) колеблются: не отвлечет ли женщина с ласковыми глазами и говорящим именем Москва Ивановна, от великих будней служения человечеству? Актеры «Табакерки» создают своего рода любовный триптих. Где один любит застенчиво и несмело, второй с самозабвенностью мужчины-эгоиста, а третий растворяется в нежности. Небывалые люди с немыслимой речью из спотыкающихся деепричастий, в кумачовых рубашках и подштанниках вглядываются куда-то вдаль в поисках неведомого.
Похоже, что какая-то агорафобия (боязнь пространства) заставляет Карбаускиса в каждой следующей постановке все больше сужать пространство игры. В «Дяде Ване» он загораживает гигантскую мхатовскую сцену домом. А в «Счастливой Москве» и без того крошечную сцену «Табакерки» занимает гардероб с уходящими рядами вешалок. Основное действие идет прямо на гардеробной стойке-ограде под аккомпанемент стука номерков и советских шлягеров.
Выигрывая в камерной интимности происходящего, Карбаускис с неизбежностью теряет масштаб событий. Москва в романе, в которую влюбляются все и немедленно, Женщина-Город-Жизнь. В спектакле это прелестная девушка, с розовой кожей и внутренним сиянием счастья. Метафизическое пространство платоновского романа Карбаускис сжимает до камерного формата «рассказа о». Платонова-мыслителя ограничивает любовной лирикой.
В отличие от своих героев режиссер не стремится «в незнаемое», предъявив в спектакле свои бесспорные, но уже не раз опробованные умения. Может, поэтому в предельно чувственной истории ощутим такой холодок? Режиссер, в сущности, ушел от главной коллизии платоновской прозы. Стремящиеся охватить весь земной шар, герои Платонова успокаиваются в тесном пространстве семейной жизни с нелюбимыми людьми. Мечта о всеобщем счастье оборачивается выполнением долга перед одним обиженным человеком. Изобретатель Сарториус успокаивает смятение сердца в семейной жизни со злобной увядшей женщиной и воспитанием чужого сына. Москва Ивановна теряет ногу и приземляется в берлоге опустившегося «вневойсковика» Комягина. Загнанные изначально в пространство между улицей и удивительным местом, куда они стремятся, герои спектакля, пройдя длинный путь, оказываются в начальной точке.
Миндаугаса Карбаускиса давно называют главной надеждой московской сцены. Может, поэтому каждую его работу хочется оценивать не в пределах данного сезона (а здесь она в числе лучших), но в сравнении с теми возможностями, которые предлагает он сам.
Ольга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002