Небо в алмазах
«Рассказ о счастливой Москве» А. Платонов
Миндаугас Карбаускис один из немногих режиссеров сегодня, кто умеет по-настоящему работать с артистами. Вдумчиво, разнообразно, открывая в них новые грани. Полина Медведева, Наталья Курдюбова, Александр Семчев, Ольга Барнет, Андрей Смоляков, отчасти и Олег Табаков обязаны ему, независимому, неуживчивому, трудному в общении, взявшему у своего учителя Петра Фоменко максимум возможного своим вторым актерским дыханием, новой страницей своей биографии.
Отличительная черта этого режиссера способность не просто ставить некий текст, но создавать в своих спектаклях особую реальность, притягивающую, пугающую постоянным внятным присутствием то ли Пустоты, то ли Смерти, но точно чего-то не антропоморфного, не подчиненного человеку и логике человеческой жизни.
Когда стало известно, что Карбаускис, известный еще и тем, что может поставить самый не театральный, не поддающийся переводу на сцену литературный текст, взялся за «Счастливую Москву» А. Платонова, и на главную роль позвал Ирину Пегову, актрису упоительной органики, актрису, которая вся сочится жизненными соками было интересно потому, что непонятно. Было не понятно прежде всего, как можно в принципе поставить текст Платонова. С гениально искареженным русским языком, пугающий по смыслу, отчаянный текст.
«Счастливая Москва» история о девочке, потерявшейся во время гражданской войны, и в приюте названной Москвой Честновой, история о девушке, которая хотела жить «обыкновенно, со счастьем», история о том, как ничего у нее не получилось. Не потому что люди плохие ей попадались: наоборот, на людей ей везло.
В спектакле как всегда у Карбаускиса занято немного актеров. В «Рассказе о счастливой Москве» (Карбаускис словно начал какую-то совсем свою игру в Табакерке уже идет его «Рассказ о семи повешенных», теперь вот «Рассказ о счастливой Москве») шестеро, и все работают отменно, вкусно. Это Ирина Пегова, Александр Яценко, Дмитрий Куличков, Алексей Усольцев, Александр Воробьев и Яна Сексте.
Все играют по нескольку ролей, хотя в программке обозначено по одной, главной, условно говоря. Но по старой фоменковской традиции оп! надел актер другую шапку и уже перед нами другой персонаж, с другой пластикой, говором, с другой судьбой. Все это краем, одной точно сделанной деталью. Судьбы лишь намечают, но жестко, если не сказать жестоко. Словно прочерчивают острым карандашом, актеры не останавливаются, чтобы раскрасить или расцветить персонажа. Или пожалеть. Быстрый и точный абрис судьбы вот основной способ взаимоотношений актеров с ролями у Карбаускиса. При этом в режиссуре Карбаускиса сильно работает сам текст: он слышен, он играет, слова, фразы озвучиваются-подаются актерами так, что после спектакля хочется перечитать повесть Платонова.
В этом спектакле много от музыкального произведения. В том, как он построен, придуман, исполнен. В том, что на фоне серых старинных гардеробных вешалок и серых (голод же, нищета, война только что кончилась) шинелей вдруг! красным всполохом пальто Москвы алое. Или рубашка Сарториуса. Красная. Серое, серое, серое алое. Это просто, но это очень эффектно, и очень по существу, поэтому и действует.
Пространство, перегороженное гардеробной стойкой вдоль почти у самой авансцены, кажется, не оставляет места актерам, закрывает их, не дает разглядеть детально, но - раз! вспрыгнула на стойку Пегова, перемахнула через нее, и появился крупный план, как в кино.
Маленькая радиола играет советские песни и музыку, под которые веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки. Когда на эту музыку накладывается текст Платонова например, такой: «Москва Честнова улыбалась от радости слышать музыку, возбуждающую ее жизнь на исполнение высшей судьбы» становится совсем не смешно, но больно. Как и от этих красных рубашек и - вдруг застывших, потерянных, недоумевающих глаз нелепого человека, только что признавшегося в том, что счастлив.
В сущности, Карбаускис поставил светлый спектакль о том, как проходит жизнь хороших и честных, обычных людей. Как она уходит в песок и как ничего от нее не остается.
Отличительная черта этого режиссера способность не просто ставить некий текст, но создавать в своих спектаклях особую реальность, притягивающую, пугающую постоянным внятным присутствием то ли Пустоты, то ли Смерти, но точно чего-то не антропоморфного, не подчиненного человеку и логике человеческой жизни.
Когда стало известно, что Карбаускис, известный еще и тем, что может поставить самый не театральный, не поддающийся переводу на сцену литературный текст, взялся за «Счастливую Москву» А. Платонова, и на главную роль позвал Ирину Пегову, актрису упоительной органики, актрису, которая вся сочится жизненными соками было интересно потому, что непонятно. Было не понятно прежде всего, как можно в принципе поставить текст Платонова. С гениально искареженным русским языком, пугающий по смыслу, отчаянный текст.
«Счастливая Москва» история о девочке, потерявшейся во время гражданской войны, и в приюте названной Москвой Честновой, история о девушке, которая хотела жить «обыкновенно, со счастьем», история о том, как ничего у нее не получилось. Не потому что люди плохие ей попадались: наоборот, на людей ей везло.
В спектакле как всегда у Карбаускиса занято немного актеров. В «Рассказе о счастливой Москве» (Карбаускис словно начал какую-то совсем свою игру в Табакерке уже идет его «Рассказ о семи повешенных», теперь вот «Рассказ о счастливой Москве») шестеро, и все работают отменно, вкусно. Это Ирина Пегова, Александр Яценко, Дмитрий Куличков, Алексей Усольцев, Александр Воробьев и Яна Сексте.
Все играют по нескольку ролей, хотя в программке обозначено по одной, главной, условно говоря. Но по старой фоменковской традиции оп! надел актер другую шапку и уже перед нами другой персонаж, с другой пластикой, говором, с другой судьбой. Все это краем, одной точно сделанной деталью. Судьбы лишь намечают, но жестко, если не сказать жестоко. Словно прочерчивают острым карандашом, актеры не останавливаются, чтобы раскрасить или расцветить персонажа. Или пожалеть. Быстрый и точный абрис судьбы вот основной способ взаимоотношений актеров с ролями у Карбаускиса. При этом в режиссуре Карбаускиса сильно работает сам текст: он слышен, он играет, слова, фразы озвучиваются-подаются актерами так, что после спектакля хочется перечитать повесть Платонова.
В этом спектакле много от музыкального произведения. В том, как он построен, придуман, исполнен. В том, что на фоне серых старинных гардеробных вешалок и серых (голод же, нищета, война только что кончилась) шинелей вдруг! красным всполохом пальто Москвы алое. Или рубашка Сарториуса. Красная. Серое, серое, серое алое. Это просто, но это очень эффектно, и очень по существу, поэтому и действует.
Пространство, перегороженное гардеробной стойкой вдоль почти у самой авансцены, кажется, не оставляет места актерам, закрывает их, не дает разглядеть детально, но - раз! вспрыгнула на стойку Пегова, перемахнула через нее, и появился крупный план, как в кино.
Маленькая радиола играет советские песни и музыку, под которые веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки. Когда на эту музыку накладывается текст Платонова например, такой: «Москва Честнова улыбалась от радости слышать музыку, возбуждающую ее жизнь на исполнение высшей судьбы» становится совсем не смешно, но больно. Как и от этих красных рубашек и - вдруг застывших, потерянных, недоумевающих глаз нелепого человека, только что признавшегося в том, что счастлив.
В сущности, Карбаускис поставил светлый спектакль о том, как проходит жизнь хороших и честных, обычных людей. Как она уходит в песок и как ничего от нее не остается.
Катерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002