Рассказ о счастливой Москве
Под самый конец театрального сезона 2006/2007 гг. в Театре п/р О. Табакова Миндаугас Карбаускис выпустил спектакль «Рассказ о счастливой Москве».
Режиссер сам сделал инсценировку романа Платонова «Счастливая Москва»,
тем самым обозначив темы и мотивы, важные для сценической версии, прибавив к названию автора одно единственное слово «рассказ».
Зрителям представлен именно рассказ о счастливой девушке по имени Москва. Это и понятно, в полном объеме воплотить на сцене, пусть даже и небольшой, но роман, дело заведомо обреченное. Надо заметить, что во всей «Счастливой Москве» диалогов наберется не более чем на две страницы. Поэтому из уст актеров звучит проза Платонова, исполнители говорят о своих героях в третьем лице или переходят на жанр «литературных чтений», из которых сидящие в зале получают представление о внутреннем состоянии персонажей или описываемых Платоновым событиях. Прием не новый, но он позволяет сохранить связность сценического повествования. Зрители знакомятся с главной героиней Москвой Ивановной Честновой (Ирина Пегова) в момент ее наивысшего душевного подъема, когда она переполнена жизненной силой и энергией, когда она стремится быть счастливой в СССР, «где так вольно дышит человек». Москва трогательна и нелепа в своем ядовитого цвета кумачовом наряде, в кокетливой шляпке, украшенной красной звездочкой. Так же трогательны, нелепы и наивны представления молодой комсомолки о великих стройках, грандиозных планах и могучих свершениях родной страны, о которых она с горячностью рассуждает в приливе охвативших ее чувств. В поисках лучшей доли Москва Ивановна Честнова меняет занятия и мужчин с какой-то детской непосредственностью, заложенной в ее природе, и, в сущности, не отдавая себе отчета, зачем она все это делает┘
Темное, душное и тесное пространство┘ Плотная чернота разрезана длинной вереницей деревянных вешалок, освещенных скудным светом ламп. Это ничто иное, как гардероб. На крючках стройными рядами висят темные одежды. Здесь же, как потом выяснится, есть место и для «кепки» Ленина, и для «фуражки» Сталина, и для головного убора химика Менделеева. Словом, представлена вся «эпоха». На этом фоне особенно выделяются красные пальто, букет гвоздик, косынки, рубашки героев. С одной стороны, эти яркие цветовые пятна бросаются в глаза и оживляют скудную палитру сцены, с другой, неизбежно напоминают о траурном колоре. Но к Москве Честновой это не относится. Она воплощение жизни: пышные формы, очаровательные ямочки на щеках, лучистые глаза, звонкий голосок. Все при ней, и вдобавок звучное имя, присвоенное ей в детдоме. Именно к ней, этой живописной героине, будто сошедшей с полотен Петрова-Водкина, так и льнут, кто явно, а кто и тайно, представители сильного пола землеустроитель Божко (Алексей Усольцев), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), механик Сарториус (Александр Яценко). Карбаускис выстраивает спектакль по уже ставшей традиционной схеме: главное действующее лицо держит сюжетную линию и связывает между собой других героев. Под популярные в тридцатые годы песенки возникают своеобразные сценические этюды о жизни и характере чудачки Москвы. Правда, на этот раз режиссер переключает внимание зрителей с комсомолки Честновой на других персонажей, словно делая их на какое-то время подлинными героями истории. В поле зрения зрителей попадает то Сарториус, то Божко, то Самбикин. Все они мечтают о новой жизни и о том счастье, которое эта жизнь принесет. На самом деле Москва Честнова и есть это самое счастье, только никто об этом не догадывается, даже она сама. Ведь Москва и над землей парила (была парашютисткой), и по земле ходила (служила в военкомате), и под землю спускалась (работала в шахте), и любить пыталась в высокой траве под звездным небом, но распирающая ее изнутри великая сила молодости и необъяснимое желание свершений так и не оформились во что-то внятное. Ни у нее, ни у других героев, чья жизнь растворилась, по большому счету так и не состоявшись┘
Во втором действии искалеченная инвалидка Москва свяжет свою судьбу с вневойсковиком Комягиным (Александр Воробьев), который изначально ничего в жизни не искал и ни к чему не стремился. И Честнова, закутавшись в мышиного цвета шинель, сольется с общим серо-черным пространством, тускло освещенным лампочкой Ильича, да еще и пригрозит никудышному мужичонке костылем. А у гардероба тем временем живо засуетятся участники спектакля, стуча номерками. Однако крючки для одежды не будут пустовать. Одни уже ушли, другие только приходят. И все повторяется.
Надо заметить, что «Рассказ о счастливой Москве» не провоцирует зрителей на тягостные раздумья. Напротив, в нем есть несвойственная Платонову жизнерадостность. Исходит она в первую очередь от молодых актеров, чей кипучий темперамент, азарт и энергия наделяют героев здоровой долей оптимизма. Актеры существуют в спектакле с удовольствием и даже наслаждением, исполняя по нескольку ролей, иногда стремительно «перескакивая» из одной в другую. Для них «Рассказ о счастливой Москве» это, прежде всего, возможность проявить свое зреющее мастерство и прикоснуться к редкому по силе литературному материалу.
В сущности, Карбаускис «вывернул» Платонова наизнанку, предложив зрителям не трагическое по мироощущению повествование о том, что жизнь не так уж ласкова к любому человеческому существу на этой земле, а довольно ироничный рассказ о молодых людях, живших в тридцатых годах прошлого века. Об их поиске счастья и об их мечтах, которым так и не суждено сбыться.
Режиссер сам сделал инсценировку романа Платонова «Счастливая Москва»,
тем самым обозначив темы и мотивы, важные для сценической версии, прибавив к названию автора одно единственное слово «рассказ».
Зрителям представлен именно рассказ о счастливой девушке по имени Москва. Это и понятно, в полном объеме воплотить на сцене, пусть даже и небольшой, но роман, дело заведомо обреченное. Надо заметить, что во всей «Счастливой Москве» диалогов наберется не более чем на две страницы. Поэтому из уст актеров звучит проза Платонова, исполнители говорят о своих героях в третьем лице или переходят на жанр «литературных чтений», из которых сидящие в зале получают представление о внутреннем состоянии персонажей или описываемых Платоновым событиях. Прием не новый, но он позволяет сохранить связность сценического повествования. Зрители знакомятся с главной героиней Москвой Ивановной Честновой (Ирина Пегова) в момент ее наивысшего душевного подъема, когда она переполнена жизненной силой и энергией, когда она стремится быть счастливой в СССР, «где так вольно дышит человек». Москва трогательна и нелепа в своем ядовитого цвета кумачовом наряде, в кокетливой шляпке, украшенной красной звездочкой. Так же трогательны, нелепы и наивны представления молодой комсомолки о великих стройках, грандиозных планах и могучих свершениях родной страны, о которых она с горячностью рассуждает в приливе охвативших ее чувств. В поисках лучшей доли Москва Ивановна Честнова меняет занятия и мужчин с какой-то детской непосредственностью, заложенной в ее природе, и, в сущности, не отдавая себе отчета, зачем она все это делает┘
Темное, душное и тесное пространство┘ Плотная чернота разрезана длинной вереницей деревянных вешалок, освещенных скудным светом ламп. Это ничто иное, как гардероб. На крючках стройными рядами висят темные одежды. Здесь же, как потом выяснится, есть место и для «кепки» Ленина, и для «фуражки» Сталина, и для головного убора химика Менделеева. Словом, представлена вся «эпоха». На этом фоне особенно выделяются красные пальто, букет гвоздик, косынки, рубашки героев. С одной стороны, эти яркие цветовые пятна бросаются в глаза и оживляют скудную палитру сцены, с другой, неизбежно напоминают о траурном колоре. Но к Москве Честновой это не относится. Она воплощение жизни: пышные формы, очаровательные ямочки на щеках, лучистые глаза, звонкий голосок. Все при ней, и вдобавок звучное имя, присвоенное ей в детдоме. Именно к ней, этой живописной героине, будто сошедшей с полотен Петрова-Водкина, так и льнут, кто явно, а кто и тайно, представители сильного пола землеустроитель Божко (Алексей Усольцев), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), механик Сарториус (Александр Яценко). Карбаускис выстраивает спектакль по уже ставшей традиционной схеме: главное действующее лицо держит сюжетную линию и связывает между собой других героев. Под популярные в тридцатые годы песенки возникают своеобразные сценические этюды о жизни и характере чудачки Москвы. Правда, на этот раз режиссер переключает внимание зрителей с комсомолки Честновой на других персонажей, словно делая их на какое-то время подлинными героями истории. В поле зрения зрителей попадает то Сарториус, то Божко, то Самбикин. Все они мечтают о новой жизни и о том счастье, которое эта жизнь принесет. На самом деле Москва Честнова и есть это самое счастье, только никто об этом не догадывается, даже она сама. Ведь Москва и над землей парила (была парашютисткой), и по земле ходила (служила в военкомате), и под землю спускалась (работала в шахте), и любить пыталась в высокой траве под звездным небом, но распирающая ее изнутри великая сила молодости и необъяснимое желание свершений так и не оформились во что-то внятное. Ни у нее, ни у других героев, чья жизнь растворилась, по большому счету так и не состоявшись┘
Во втором действии искалеченная инвалидка Москва свяжет свою судьбу с вневойсковиком Комягиным (Александр Воробьев), который изначально ничего в жизни не искал и ни к чему не стремился. И Честнова, закутавшись в мышиного цвета шинель, сольется с общим серо-черным пространством, тускло освещенным лампочкой Ильича, да еще и пригрозит никудышному мужичонке костылем. А у гардероба тем временем живо засуетятся участники спектакля, стуча номерками. Однако крючки для одежды не будут пустовать. Одни уже ушли, другие только приходят. И все повторяется.
Надо заметить, что «Рассказ о счастливой Москве» не провоцирует зрителей на тягостные раздумья. Напротив, в нем есть несвойственная Платонову жизнерадостность. Исходит она в первую очередь от молодых актеров, чей кипучий темперамент, азарт и энергия наделяют героев здоровой долей оптимизма. Актеры существуют в спектакле с удовольствием и даже наслаждением, исполняя по нескольку ролей, иногда стремительно «перескакивая» из одной в другую. Для них «Рассказ о счастливой Москве» это, прежде всего, возможность проявить свое зреющее мастерство и прикоснуться к редкому по силе литературному материалу.
В сущности, Карбаускис «вывернул» Платонова наизнанку, предложив зрителям не трагическое по мироощущению повествование о том, что жизнь не так уж ласкова к любому человеческому существу на этой земле, а довольно ироничный рассказ о молодых людях, живших в тридцатых годах прошлого века. Об их поиске счастья и об их мечтах, которым так и не суждено сбыться.
Жанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002