Бомжихи в стиле декаданс
Петр Фоменко любит их всех
Актерский матриархат, установившийся в театре «Мастерская Петра Фоменко», начался еще в стенах РАТИ. Никогда и ни в одном театре еще не бывало так мало актрис. Никогда и нигде не случалось, чтобы все студентки вырастали в хороших актрис.
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002