Французские юродивые на московской сцене
В «Мастерской Петра Фоменко» играют «Безумную из Шайо»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» в начале апреля наконец выпустил первую в этом сезоне премьеру. Спектакль по пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» худрук театра поставил вместе со своим учеником из РАТИ Николаем Дручеком. На сцену вышла целая плеяда молодых актеров-«фоменок». Но в главной роли звезда труппы Галина Тюнина.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002