Обруч в небо, буржуев в канализацию
У Петра Фоменко вышла «Безумная из Шайо»
К берегам Сены Петра Фоменко давно влечет неведомая сила. Французский шансон то и дело словно бы невзначай врывался в самые разные его спектакли. А пару лет назад он, поддавшись искушению галльского черта, перенесся в парижские кварталы вместе с артистами театра имени Вахтангова. Спектакль по пьесе Мориса Метерлинка назывался «Чудо святого Антония», и русская речь в нем причудливо мешалась с французскими мотивами.
Сюжет метерлинковской сатиры, привлекшей внимание Петра Фоменко, был довольно прост. В самодовольную буржуйскую семью, где только что скончалась барыня, являлся святой Антоний, чтоб совершить чудо и воскресить сварливую старуху. Но сторону святого принимала одна лишь служанка Вирджиния, которую у Фоменко играла Людмила Максакова. Вся прочая мелкобуржуазная родня объявляла святого Антония сумасшедшим и спроваживала его в психушку. Воскрешенная старуха умирала сызнова, и сытая спокойная жизнь возвращалась в обычное русло.
Пьеса Жана Жироду, написанная в 1944 году, то есть на 30 лет позже метерлинковского «Чуда святого Антония», это тоже социальная сатира, и даже персонажи здесь приблизительно те же самые. Есть тут и раздувшиеся от важности буржуи, готовые ради наживы разворотить пол-Парижа. Есть аналог святого Антония безумная и чуть-чуть святая старуха из Шайо со своими юродивыми подругами из других парижских кварталов. Третья сторона в программке спектакля названа «людьми Парижа» это такие же простые ребята, как и служанка Вирджиния: судомойки, официанты, музыканты, рабочие.
Городская сумасшедшая по имени Орели в исполнении Галины Тюниной готовится совершить чудо и спасти свой родной Шайо, весь Париж, а, может быть, и весь мир. Всех кровососов и эксплуататоров трудового класса она приговаривает к смерти через утопление в парижской канализации. Заманивает к себе в подвал, наврав с три короба, что под Парижем бьют нефтяные фонтаны, и отправляет их к чертовой матери в преисподнюю, не забыв заботливо прикрыть за важными господами тяжелую крышку люка.
На первый взгляд, пьеса-агитка сегодня абсолютно несъедобна. На второй тоже. Пафос социальных схваток больше не учащает биение наших сердец. Да и буржуев жалко.
Петр Фоменко сделал с пьесой все, что только было возможно. Тот краник, из которого подается пафос, он перекрыл наглухо. Иронии, напротив, добавил с избытком. Для каждого из ходульных персонажей пьесы он набросал шаржированный и довольно точный портрет. Получилось смешно и убедительно в чем-чем, а в искусстве шаржа Фоменко силен как никто другой.
Вот, например, биржевой «заяц» по имени Жорж Шопен (Олег Нирян). Фоменко взял и превратил этого небольшого человечка почти в настоящего зайца суетливого, быстрого в реакциях, угодливого франта, на обтянутой заднице которого пришлепана заплатка, подозрительно напоминающая заячий хвост.
Ни одна, даже самая мелкая роль не пущена на произвол судьбы, ни одна не оставлена на исключительное попечение актера. Лучше всех, как это обычно и бывает у Фоменко, женщины. Словно законченное музыкальное произведение звучит монолог порывистой судомойки Ирмы (Ирина Пегова) в конце первого акта («Обожаю мужчин, ненавижу женщин, обожаю красивых, ненавижу уродливых!»).
Во втором акте зрители переходят на другую сценическую площадку, и здесь опять торжествуют женщины. Лучшая сцена спектакля с тремя безумицами, которые приходят на тайный совет к своей подруге Орели: Жозефина с подбитым глазом и папироской во рту (Полина Кутепова), шепелявая мечтательница Габриэль (Мадлен Джабраилова) и резкая басовитая Констанс (Наталья Курдюбова). У каждой есть свой невидимый спутник. Безумная Констанс водит за собой воображаемую собачку, Габриэль как всегда, со своим галантным поклонником, а Жозефина в хороших отношениях со всеми покойными президентами Франции.
Спектакль Фоменко вообще переполнен всякого рода мнимостями и эфемерностями. Сидят, например, себе финансовые воротилы в парижском кафе и договариваются о перепродаже воздуха и виртуальной нефти, а рядом работает жонглер, который ловко закидывает вверх невидимый обруч. Все долго всматриваются в небо, но обруч так и не возвращается. Петр Фоменко и сам чем-то похож на этого жонглера. Он поставил спектакль, который, как обычно, насыщен воздухом и переполнен невидимками. А ненавистный ему здравый смысл Фоменко, не задумываясь, сплавляет в канализацию.
Сюжет метерлинковской сатиры, привлекшей внимание Петра Фоменко, был довольно прост. В самодовольную буржуйскую семью, где только что скончалась барыня, являлся святой Антоний, чтоб совершить чудо и воскресить сварливую старуху. Но сторону святого принимала одна лишь служанка Вирджиния, которую у Фоменко играла Людмила Максакова. Вся прочая мелкобуржуазная родня объявляла святого Антония сумасшедшим и спроваживала его в психушку. Воскрешенная старуха умирала сызнова, и сытая спокойная жизнь возвращалась в обычное русло.
Пьеса Жана Жироду, написанная в 1944 году, то есть на 30 лет позже метерлинковского «Чуда святого Антония», это тоже социальная сатира, и даже персонажи здесь приблизительно те же самые. Есть тут и раздувшиеся от важности буржуи, готовые ради наживы разворотить пол-Парижа. Есть аналог святого Антония безумная и чуть-чуть святая старуха из Шайо со своими юродивыми подругами из других парижских кварталов. Третья сторона в программке спектакля названа «людьми Парижа» это такие же простые ребята, как и служанка Вирджиния: судомойки, официанты, музыканты, рабочие.
Городская сумасшедшая по имени Орели в исполнении Галины Тюниной готовится совершить чудо и спасти свой родной Шайо, весь Париж, а, может быть, и весь мир. Всех кровососов и эксплуататоров трудового класса она приговаривает к смерти через утопление в парижской канализации. Заманивает к себе в подвал, наврав с три короба, что под Парижем бьют нефтяные фонтаны, и отправляет их к чертовой матери в преисподнюю, не забыв заботливо прикрыть за важными господами тяжелую крышку люка.
На первый взгляд, пьеса-агитка сегодня абсолютно несъедобна. На второй тоже. Пафос социальных схваток больше не учащает биение наших сердец. Да и буржуев жалко.
Петр Фоменко сделал с пьесой все, что только было возможно. Тот краник, из которого подается пафос, он перекрыл наглухо. Иронии, напротив, добавил с избытком. Для каждого из ходульных персонажей пьесы он набросал шаржированный и довольно точный портрет. Получилось смешно и убедительно в чем-чем, а в искусстве шаржа Фоменко силен как никто другой.
Вот, например, биржевой «заяц» по имени Жорж Шопен (Олег Нирян). Фоменко взял и превратил этого небольшого человечка почти в настоящего зайца суетливого, быстрого в реакциях, угодливого франта, на обтянутой заднице которого пришлепана заплатка, подозрительно напоминающая заячий хвост.
Ни одна, даже самая мелкая роль не пущена на произвол судьбы, ни одна не оставлена на исключительное попечение актера. Лучше всех, как это обычно и бывает у Фоменко, женщины. Словно законченное музыкальное произведение звучит монолог порывистой судомойки Ирмы (Ирина Пегова) в конце первого акта («Обожаю мужчин, ненавижу женщин, обожаю красивых, ненавижу уродливых!»).
Во втором акте зрители переходят на другую сценическую площадку, и здесь опять торжествуют женщины. Лучшая сцена спектакля с тремя безумицами, которые приходят на тайный совет к своей подруге Орели: Жозефина с подбитым глазом и папироской во рту (Полина Кутепова), шепелявая мечтательница Габриэль (Мадлен Джабраилова) и резкая басовитая Констанс (Наталья Курдюбова). У каждой есть свой невидимый спутник. Безумная Констанс водит за собой воображаемую собачку, Габриэль как всегда, со своим галантным поклонником, а Жозефина в хороших отношениях со всеми покойными президентами Франции.
Спектакль Фоменко вообще переполнен всякого рода мнимостями и эфемерностями. Сидят, например, себе финансовые воротилы в парижском кафе и договариваются о перепродаже воздуха и виртуальной нефти, а рядом работает жонглер, который ловко закидывает вверх невидимый обруч. Все долго всматриваются в небо, но обруч так и не возвращается. Петр Фоменко и сам чем-то похож на этого жонглера. Он поставил спектакль, который, как обычно, насыщен воздухом и переполнен невидимками. А ненавистный ему здравый смысл Фоменко, не задумываясь, сплавляет в канализацию.
Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002