Радость, которой не миновать
Во МХАТЕ прошла вторая премьера фестиваля «Черешневый лес», представляющего три чеховских постановки. На предпоследнем этапе лидирует «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса
Снова официанты, переодетые работниками в холщовых рубахах, фартуках и фуражках, в антрактах угощают публику черешней. И Олег Павлович Табаков, выходя (как всегда, под аплодисменты) на сцену в роли Серебрякова, не упускает возможности благодушно заметить: «Чудесные виды. И черешня отменная». У Чехова про черешню не было ни слова.
«Дядю Ваню» играют во МХАТе, все основные актеры в нем МХАТовские, и, хотя Табаков, который значится продюсером постановки, представляет ее как спектакль «Табакерки», я думаю, мало кто из московских зрителей обратит внимание на такие тонкости. Посмотрим, какова будет последняя премьера «Черешневого леса» «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, который через полторы недели на той же сцене покажет Адольф Шапиро, но пока «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса лучший МХАТовский спектакль последнего времени. И предпоследнего.
Есть какая-то в этой постановке гармоничная соразмерность, ясность и чистота. Есть неторопливое течение жизни рядом с залитым солнцем огромным домом из светлого дерева, где в жару натянут гамак, а из бочки с водой у дверей черпают воду, чтобы поставить цветы. На просторной веранде с высокими окнами постоянно кто-то пьет чай, читает, пишет, наигрывает на гитаре. Вечером, когда чернеют стены, за окнами загораются настольные лампы, и люди неслышно плавают за стеклом, как в аквариуме.
Ну и, конечно, стрекочут сверчки и цикады куда во МХАТе без них?
На ступенях лежат тени, кажется, со сцены в зал дует ночной прохладой. Известно, что МХАТовский художник по свету Дамир Исмагилов один из лучших в стране.
Только что на «Золотой маске» в Москве был додинский «Дядя Ваня». Там все были молоды, красивы, неординарны, жили тревожно и нервно напоказ. «Дядя Ваня» Карбаускиса, что бы в нем ни происходило, негромок и мечтателен. Для него важны двое те, кто, собственно, и двигают эту жизнь, Астров и - что совсем непривычно Соня.
Астрова играет Дмитрий Назаров, только в этом сезоне пришедший во МХАТ. Обаятельный великан Назаров прежде норовил эдак встать по-мужски, ноги расставить, руками размахнуть а тут оказался застенчив, и видно, что огромность ему какая-то лишняя. Задумчивый такой земский врач. Уберегая героя от лишнего пафоса, режиссер придумал ему замечательный кунштюк.
Когда Астров собирается рассказать Соне о том, что в человеке все должно быть прекрасно, и о вреде праздности (чего, разумеется, отечественные зрители без тошноты слышать не могут), он, закрывая окно, успевает произнести только: «в человеке все ». А потом окно уже закрыто, мы слышим только музыку и видим, как он за стеклом шевелит губами.
Астров все время называет себя чудаком, а в чем чудачество человека, которого обычно играют герои-любовники, редко бывает понятно. Вот тут понятно. Он бросается в любовь к Елене с такой обезоруживающей надеждой, будто и не знает, что она замужем. В этом нет цинизма только наивная мальчишеская порывистость. Он смешной это я с восхищением говорю.
В этом смысле Соня, которую играет Ирина Пегова (приглашенная из «Мастерской Фоменко» бывшая однокурсница Карбаускиса) тоже очень смешная. Непосредственная до резкости, свежая, деятельная. Хлопочет, блестит глазами, ходит большими шагами, перекинув через плечи длиннющие толстые косы. Вот она села на крыльцо с вязаньем и рассказывает Елене об астровской теории лесов тарахтит, захлебываясь, как ребенок, от восторга даже раскачивается, будто помогая себе всем телом. Она наивно хвастает равнодушной Елене достоинствами обожаемого Астрова, а тот, сидя рядом, хоть весь изнылся от смущения, из деликатности не решается девочку прервать.
В сущности, хороши все: и то важный, как номенклатурный работник, то капризный, как пенсионер, Табаков (все-таки подпускающий иногда благодарной публике интонаций кота Матроскина). И Войницкий Борис Плотников тоже хорош. Вот уж противоположность своему другу Астрову классический кухонный интеллигент, едкий и язвительный. И хлопотливая старая нянька Марина (Наталья Журавлева), и нелепый приживал Телегин (Сергей Беляев), и гротескная надменная старуха Войницкая (Ольга Барнет).
Вот разве что Марина Зудина, играющая прекрасную Елену Андреевну, не много добавляет спектаклю, кроме собственной красоты и очень идущих ей платьев.
Бог знает, имел ли в виду режиссер, что мечта всех местных мужчин будет столь пошлым созданием пустым, фальшивым и жеманным. Что с поклонниками она будет манерна и кокетлива, будто вопрос об измене для нее давно решен и она только примеряется, с кого начать, а с падчерицей станет вести себя, как вульгарная старшая подружка, сплетница-советница, которая выведывает секреты, чтобы потом ими «торговать». Впрочем, наверное, бывает и такое.
В финале работники навешивают на окна зимние ставни, и вечером дом, который оставили Серебряков с Еленой, выглядит заколоченным и огромным. Только один ставень открыт, в глубине комнаты виден свет, там плачет совсем раскисший дядя Ваня, а Соня, сидя на подоконнике, рассказывает свой знаменитый последний монолог про небо в алмазах мечтательно и звонко. И в этом не надежда на загробное воздаяние, а детская вера в будущую радость, которой не миновать.
«Дядю Ваню» играют во МХАТе, все основные актеры в нем МХАТовские, и, хотя Табаков, который значится продюсером постановки, представляет ее как спектакль «Табакерки», я думаю, мало кто из московских зрителей обратит внимание на такие тонкости. Посмотрим, какова будет последняя премьера «Черешневого леса» «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, который через полторы недели на той же сцене покажет Адольф Шапиро, но пока «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса лучший МХАТовский спектакль последнего времени. И предпоследнего.
Есть какая-то в этой постановке гармоничная соразмерность, ясность и чистота. Есть неторопливое течение жизни рядом с залитым солнцем огромным домом из светлого дерева, где в жару натянут гамак, а из бочки с водой у дверей черпают воду, чтобы поставить цветы. На просторной веранде с высокими окнами постоянно кто-то пьет чай, читает, пишет, наигрывает на гитаре. Вечером, когда чернеют стены, за окнами загораются настольные лампы, и люди неслышно плавают за стеклом, как в аквариуме.
Ну и, конечно, стрекочут сверчки и цикады куда во МХАТе без них?
На ступенях лежат тени, кажется, со сцены в зал дует ночной прохладой. Известно, что МХАТовский художник по свету Дамир Исмагилов один из лучших в стране.
Только что на «Золотой маске» в Москве был додинский «Дядя Ваня». Там все были молоды, красивы, неординарны, жили тревожно и нервно напоказ. «Дядя Ваня» Карбаускиса, что бы в нем ни происходило, негромок и мечтателен. Для него важны двое те, кто, собственно, и двигают эту жизнь, Астров и - что совсем непривычно Соня.
Астрова играет Дмитрий Назаров, только в этом сезоне пришедший во МХАТ. Обаятельный великан Назаров прежде норовил эдак встать по-мужски, ноги расставить, руками размахнуть а тут оказался застенчив, и видно, что огромность ему какая-то лишняя. Задумчивый такой земский врач. Уберегая героя от лишнего пафоса, режиссер придумал ему замечательный кунштюк.
Когда Астров собирается рассказать Соне о том, что в человеке все должно быть прекрасно, и о вреде праздности (чего, разумеется, отечественные зрители без тошноты слышать не могут), он, закрывая окно, успевает произнести только: «в человеке все ». А потом окно уже закрыто, мы слышим только музыку и видим, как он за стеклом шевелит губами.
Астров все время называет себя чудаком, а в чем чудачество человека, которого обычно играют герои-любовники, редко бывает понятно. Вот тут понятно. Он бросается в любовь к Елене с такой обезоруживающей надеждой, будто и не знает, что она замужем. В этом нет цинизма только наивная мальчишеская порывистость. Он смешной это я с восхищением говорю.
В этом смысле Соня, которую играет Ирина Пегова (приглашенная из «Мастерской Фоменко» бывшая однокурсница Карбаускиса) тоже очень смешная. Непосредственная до резкости, свежая, деятельная. Хлопочет, блестит глазами, ходит большими шагами, перекинув через плечи длиннющие толстые косы. Вот она села на крыльцо с вязаньем и рассказывает Елене об астровской теории лесов тарахтит, захлебываясь, как ребенок, от восторга даже раскачивается, будто помогая себе всем телом. Она наивно хвастает равнодушной Елене достоинствами обожаемого Астрова, а тот, сидя рядом, хоть весь изнылся от смущения, из деликатности не решается девочку прервать.
В сущности, хороши все: и то важный, как номенклатурный работник, то капризный, как пенсионер, Табаков (все-таки подпускающий иногда благодарной публике интонаций кота Матроскина). И Войницкий Борис Плотников тоже хорош. Вот уж противоположность своему другу Астрову классический кухонный интеллигент, едкий и язвительный. И хлопотливая старая нянька Марина (Наталья Журавлева), и нелепый приживал Телегин (Сергей Беляев), и гротескная надменная старуха Войницкая (Ольга Барнет).
Вот разве что Марина Зудина, играющая прекрасную Елену Андреевну, не много добавляет спектаклю, кроме собственной красоты и очень идущих ей платьев.
Бог знает, имел ли в виду режиссер, что мечта всех местных мужчин будет столь пошлым созданием пустым, фальшивым и жеманным. Что с поклонниками она будет манерна и кокетлива, будто вопрос об измене для нее давно решен и она только примеряется, с кого начать, а с падчерицей станет вести себя, как вульгарная старшая подружка, сплетница-советница, которая выведывает секреты, чтобы потом ими «торговать». Впрочем, наверное, бывает и такое.
В финале работники навешивают на окна зимние ставни, и вечером дом, который оставили Серебряков с Еленой, выглядит заколоченным и огромным. Только один ставень открыт, в глубине комнаты виден свет, там плачет совсем раскисший дядя Ваня, а Соня, сидя на подоконнике, рассказывает свой знаменитый последний монолог про небо в алмазах мечтательно и звонко. И в этом не надежда на загробное воздаяние, а детская вера в будущую радость, которой не миновать.
Дина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002