Край или конец света?
«Дядя Ваня» как семейный альбом
На фестивале «Черешневый лес» премьера «Дяди Вани». Четкого «внутреннего сюжета» как будто и нет. Есть (как у Чехова) «сцены из деревенской жизни».
Миндаугас Карбаускис в спектакле точно листает фамильный альбом, надолго задерживая зрительский взгляд на снимках. В альбоме профессор Серебряков (Олег Табаков), Елена Андреевна (Марина Зудина), доктор Астров (Дмитрий Назаров), Соня (Ирина Пегова), дядя Ваня (Борис Плотников), матушка Мария Васильевна (Ольга Барнет).
Качеством «съемки» «сцены» из альбома весьма обязаны режиссеру и сценографам Олегу Шейнцису и Алексею Кондратьеву.
Светлое свежее дерево полностью закрыло Большую сцену МХАТа. Две стены усадебного дома Войницких напоминают две ширмы театра теней.
Ближняя к залу стена состоит из чистых, сияющих стекол, из распахнутых окон. Веранда почти пуста, вещный мир чеховских домочадцев разрежен до предела: мощный фамильный буфет (с пестрым дачным букетом на полке), серебряный чайник, керосиновая лампа, самовар┘
Да в высоте полукруг слухового окна. Круглый, как нимб.
В узком пространстве меж стенами движутся силуэты. Все мизансцены фронтальные. Группы героев вылеплены светом, обрамлены и «кадрированы» переплетами окон веранды. Отчего и возникает эффект «старого альбома».
Над «Дядей Ваней» Карбаускиса витает тонкий запах «Вишневого сада». (Особенно это родство подчеркнет лучшая сцена спектакля финал.) Все ребячатся, игнорируя двери, вылезая на террасу прямо из окон. (Даже склеротически-величественная, намертво затянутая в корсет прогрессистка и суфражистка Мария Васильевна Ольги Барнет делает то же, когда поблизости нет слуг и домочадцев.) Детский бант завязан под подбородком прекраснодушного Вафли (Сергей Беляев). На бледного гимназиста возвышенных взглядов похож Дядя Ваня с белыми розами в руках.
Прелестно и беспардонно продлив детство до погоста, старые мальчики и дряхлые девочки «с принсипами» не получили, естественно, благую беспечность как дар небес. А легко, в темпе вальса, отняли ее у потомков.
Должен ведь на ком-то держаться дом?
У Сони, Ирины Пеговой из театра П. Н. Фоменко, косы до колен, детский румянец, детская неуклюжесть, рассудительность и звонкий голос подростка. Соне приходится быть в усадьбе Войницких и Аней, не получившей воспитания по безденежью и рассеянности старших. И «ключницей» Варей, отпускающей горох на кухне. И единственным взрослым человеком в семье.
Ирина Пегова в первых театральных ролях (сантиментальной и разбитной Судомойки в «Безумной из Шайо» и простодушно-лукавой Бабушки в «Белых ночах») казалась актрисой явно и ярко комедийной. Роль Сони решительно иная. «Диапазон» Пеговой расширяется и скрытый комизм ее прежнего амплуа делает «чистую лирику» еще острей.
Есть старая русская легенда об ангеле, сосланном за жалость к людям с небес на землю в деревенские батраки. Такого ангела-хранителя, чье служение вести счета и «на базаре мукой торговать», играет Пегова в «Дяде Ване».
Вот при всполохах грозы, при одной дальней свече, доктор Астров рокочет: «В человеке все должно быть прекрасно » Вторую половину намертво затоптанной фразы зритель не слышит: гремит гром, в доме темно, Астров закрывает окно, продолжая жестикулировать и говорить.
Мы не слышим фразы Астрова но за стеклом ее слышит Соня.
Зрителю же достается «немая фильма», тридцать секунд светописи, оживляющей убитые чеховские слова. Румяное, щекастое лицо влюбленной девочки вдохновлено словами Астрова. Перед незримым зеркалом Соня медленно подымает свои школьные косы, укладывает их короной. Желтоватый керосиновый свет сияет у нее за плечом. Отсветы лежат на стекле графинчика, на серебре, на старом дереве. Тяжелый силуэт доктора, притемненный фон усадебного мира и робкое, освещенное лицо Сони┘
В ее косах, в ее полной серьезности, в желтоватом рембрандтовском огне вспыхивает «прежняя красота», уже недоступная пастораль классической культуры. Вот тьма. Вот свет. Вот лицо девушки, еще знать не знающей, что все в этой жизни относительно.
Пунктиром таких острых, минутных, немых сцен и живет спектакль.
┘У Някрошюса Владимир Ильин в роли Гаева, вальяжно и коварно бросая чеховскую реплику «Я - человек восьмидесятых годов!», вызывает в зале обвальный хохот: Ильин Гаев действительно похож на человека 1980-х, так что причины и следствия продажи малой родины с публичного торга выступают еще рельефней. В «Дяде Ване» Карбаускиса на «людей восьмидесятых годов» похожи Астров Назаров и Войницкий Плотников.
Но они напоминают другую часть той же «чеховской породы в советской инкарнации». Тех, кто честно пытался удержать мир на плечах, сохранить леса от порубок, а имения от долгов. Однако и из этого почти ничего не вышло.
Дмитрий Назаров движущая сила в их дуэте. В его Астрове сдержанное достоинство, мужество, уездная рассудительность, здравый смысл и насмешливый докторский опыт. Четкое понимание того, как неостановимо вырождается N-ский уезд. И того, сколь неинтересна динамика вырождения (да и возрождения тоже) за пределами уезда. И того, как тесно он сам (земский гласный, поди) с этим уездом связан, сам себя обрекший общей судьбе.
┘Менее всего похожий на «осеннюю розу, прелестную, грустную розу» доктор Астров тоже силуэт из старого, знакомого альбома. Нервический и возвышенный Дядя Ваня в белых воротничках, Дядя Ваня носитель лучших иллюзий, несомненный подписчик «Нового мира» (ну пусть «Русского богатства») оттеняет и дополняет образ друга.
Звенит в буфете графинчик русского народного транквилизатора. Соня, позднее дитя той же породы человеческой, отнимает рюмки у обоих.
А тем временем равнодушные, умеренно косорукие мужики в телогрейках закрывают деревянными ставнями пролеты веранды. Кончается сюжет. Профессор и Елена Андреевна, конечно, уедут куда смогут. Зимовать, доживать здесь останется полусумасшедшая матушка «с идеалами». И эти трое, почему-то обрекшие себя сенокосам, больницам, базарам, счетам уезда N.
Соня накидывает на плечи телогрейку. Они с Дядей Ваней пишут у лампы, на фоне старой мебели. Мужики деловито навешивают ставни (прочные, глухие, как двери). Уже остался один освещенный квадрат: дверцы многоуважаемого буфета, сухой букет в банке, желтый свет, белая бумага и эти двое. Режиссер держит взгляд зала «на этом кадре» долго, долго.
«Какие прекрасные лица и как это было давно»┘ Целая библиотека текстов в немой сцене, в «живой картине» старой русской семейной фотографии.
Мужики закрывают и последнее окно усадьбы. Но не намертво! (И в этом самый умный и самый целомудренный жест спектакля.)
Осталась щель, полоска медового света из-под глухой двери-ставни.
Под окном спит Караульщик в замурзанном ватнике и ушанке.
Вот и финал. «Старый альбом» пролистан и бережно закрыт.
Несомненно рукой прямого и кровного потомка.
Миндаугас Карбаускис в спектакле точно листает фамильный альбом, надолго задерживая зрительский взгляд на снимках. В альбоме профессор Серебряков (Олег Табаков), Елена Андреевна (Марина Зудина), доктор Астров (Дмитрий Назаров), Соня (Ирина Пегова), дядя Ваня (Борис Плотников), матушка Мария Васильевна (Ольга Барнет).
Качеством «съемки» «сцены» из альбома весьма обязаны режиссеру и сценографам Олегу Шейнцису и Алексею Кондратьеву.
Светлое свежее дерево полностью закрыло Большую сцену МХАТа. Две стены усадебного дома Войницких напоминают две ширмы театра теней.
Ближняя к залу стена состоит из чистых, сияющих стекол, из распахнутых окон. Веранда почти пуста, вещный мир чеховских домочадцев разрежен до предела: мощный фамильный буфет (с пестрым дачным букетом на полке), серебряный чайник, керосиновая лампа, самовар┘
Да в высоте полукруг слухового окна. Круглый, как нимб.
В узком пространстве меж стенами движутся силуэты. Все мизансцены фронтальные. Группы героев вылеплены светом, обрамлены и «кадрированы» переплетами окон веранды. Отчего и возникает эффект «старого альбома».
Над «Дядей Ваней» Карбаускиса витает тонкий запах «Вишневого сада». (Особенно это родство подчеркнет лучшая сцена спектакля финал.) Все ребячатся, игнорируя двери, вылезая на террасу прямо из окон. (Даже склеротически-величественная, намертво затянутая в корсет прогрессистка и суфражистка Мария Васильевна Ольги Барнет делает то же, когда поблизости нет слуг и домочадцев.) Детский бант завязан под подбородком прекраснодушного Вафли (Сергей Беляев). На бледного гимназиста возвышенных взглядов похож Дядя Ваня с белыми розами в руках.
Прелестно и беспардонно продлив детство до погоста, старые мальчики и дряхлые девочки «с принсипами» не получили, естественно, благую беспечность как дар небес. А легко, в темпе вальса, отняли ее у потомков.
Должен ведь на ком-то держаться дом?
У Сони, Ирины Пеговой из театра П. Н. Фоменко, косы до колен, детский румянец, детская неуклюжесть, рассудительность и звонкий голос подростка. Соне приходится быть в усадьбе Войницких и Аней, не получившей воспитания по безденежью и рассеянности старших. И «ключницей» Варей, отпускающей горох на кухне. И единственным взрослым человеком в семье.
Ирина Пегова в первых театральных ролях (сантиментальной и разбитной Судомойки в «Безумной из Шайо» и простодушно-лукавой Бабушки в «Белых ночах») казалась актрисой явно и ярко комедийной. Роль Сони решительно иная. «Диапазон» Пеговой расширяется и скрытый комизм ее прежнего амплуа делает «чистую лирику» еще острей.
Есть старая русская легенда об ангеле, сосланном за жалость к людям с небес на землю в деревенские батраки. Такого ангела-хранителя, чье служение вести счета и «на базаре мукой торговать», играет Пегова в «Дяде Ване».
Вот при всполохах грозы, при одной дальней свече, доктор Астров рокочет: «В человеке все должно быть прекрасно » Вторую половину намертво затоптанной фразы зритель не слышит: гремит гром, в доме темно, Астров закрывает окно, продолжая жестикулировать и говорить.
Мы не слышим фразы Астрова но за стеклом ее слышит Соня.
Зрителю же достается «немая фильма», тридцать секунд светописи, оживляющей убитые чеховские слова. Румяное, щекастое лицо влюбленной девочки вдохновлено словами Астрова. Перед незримым зеркалом Соня медленно подымает свои школьные косы, укладывает их короной. Желтоватый керосиновый свет сияет у нее за плечом. Отсветы лежат на стекле графинчика, на серебре, на старом дереве. Тяжелый силуэт доктора, притемненный фон усадебного мира и робкое, освещенное лицо Сони┘
В ее косах, в ее полной серьезности, в желтоватом рембрандтовском огне вспыхивает «прежняя красота», уже недоступная пастораль классической культуры. Вот тьма. Вот свет. Вот лицо девушки, еще знать не знающей, что все в этой жизни относительно.
Пунктиром таких острых, минутных, немых сцен и живет спектакль.
┘У Някрошюса Владимир Ильин в роли Гаева, вальяжно и коварно бросая чеховскую реплику «Я - человек восьмидесятых годов!», вызывает в зале обвальный хохот: Ильин Гаев действительно похож на человека 1980-х, так что причины и следствия продажи малой родины с публичного торга выступают еще рельефней. В «Дяде Ване» Карбаускиса на «людей восьмидесятых годов» похожи Астров Назаров и Войницкий Плотников.
Но они напоминают другую часть той же «чеховской породы в советской инкарнации». Тех, кто честно пытался удержать мир на плечах, сохранить леса от порубок, а имения от долгов. Однако и из этого почти ничего не вышло.
Дмитрий Назаров движущая сила в их дуэте. В его Астрове сдержанное достоинство, мужество, уездная рассудительность, здравый смысл и насмешливый докторский опыт. Четкое понимание того, как неостановимо вырождается N-ский уезд. И того, сколь неинтересна динамика вырождения (да и возрождения тоже) за пределами уезда. И того, как тесно он сам (земский гласный, поди) с этим уездом связан, сам себя обрекший общей судьбе.
┘Менее всего похожий на «осеннюю розу, прелестную, грустную розу» доктор Астров тоже силуэт из старого, знакомого альбома. Нервический и возвышенный Дядя Ваня в белых воротничках, Дядя Ваня носитель лучших иллюзий, несомненный подписчик «Нового мира» (ну пусть «Русского богатства») оттеняет и дополняет образ друга.
Звенит в буфете графинчик русского народного транквилизатора. Соня, позднее дитя той же породы человеческой, отнимает рюмки у обоих.
А тем временем равнодушные, умеренно косорукие мужики в телогрейках закрывают деревянными ставнями пролеты веранды. Кончается сюжет. Профессор и Елена Андреевна, конечно, уедут куда смогут. Зимовать, доживать здесь останется полусумасшедшая матушка «с идеалами». И эти трое, почему-то обрекшие себя сенокосам, больницам, базарам, счетам уезда N.
Соня накидывает на плечи телогрейку. Они с Дядей Ваней пишут у лампы, на фоне старой мебели. Мужики деловито навешивают ставни (прочные, глухие, как двери). Уже остался один освещенный квадрат: дверцы многоуважаемого буфета, сухой букет в банке, желтый свет, белая бумага и эти двое. Режиссер держит взгляд зала «на этом кадре» долго, долго.
«Какие прекрасные лица и как это было давно»┘ Целая библиотека текстов в немой сцене, в «живой картине» старой русской семейной фотографии.
Мужики закрывают и последнее окно усадьбы. Но не намертво! (И в этом самый умный и самый целомудренный жест спектакля.)
Осталась щель, полоска медового света из-под глухой двери-ставни.
Под окном спит Караульщик в замурзанном ватнике и ушанке.
Вот и финал. «Старый альбом» пролистан и бережно закрыт.
Несомненно рукой прямого и кровного потомка.
Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002