Когда мы увидим «небо в алмазах»?
Перед спектаклем «Дядя Ваня» во МХАТе зрителей опять угощали черешней. Это второй после «Чайки» громкий проект фестиваля «Черешневый лес»
Все пребывали в нетерпеливом ожидании предстоящего зрелища, продюсером которого стал Олег Табаков, сумевший убедить меценатов, что они вкладывают деньги в стоящее дело. Поэтому не случайно Олег Павлович помогал режиссеру Миндаугасу Карбаускису на репетициях и согласился пойти на немыслимые расходы, связанные с роскошным оформлением Олега Шейнциса.
Представьте: занавес открывается, и вы видите во всю длину сцены фасад деревянного дома, за распахнутыми окнами которого просматривается жизнь его обитателей. По утрам они пьют чай из самовара, закусывают у буфета, на веранде принимают солнечные ванны, а ночью смотрят на звездное небо и говорят, говорят
Казалось бы, люди, живущие в таком просторном доме, должны быть счастливы, но, увы, все они несчастны и в своих бедах торопятся обвинить близких и родных. Предстоящий семейный конфликт назревает медленно, он неминуем в доме, где каждый пытается схватить жар-птицу, но при этом даже синицу не может удержать в руках. Карбаускис так сумел организовать жизненный поток в сценах из деревенской жизни, что они смотрятся на одном дыхании, как будто мы, глядя на чеховских героев, должны вывести свою формулу счастья. Словом, режиссер поставил спектакль про искусство жить, жить так, чтобы каждый день приносил радость. В противном случае человек превращается в брюзгу и зануду.
Именно таким мазохистом предстает Войницкий в исполнении Бориса Плотникова. Столь неожиданная трактовка милейшего Ивана Петровича, всем пожертвовавшего ради карьеры профессора Серебрякова, может показаться странной, даже оскорбляющей наше представление о добрейшем дяде Ване, но ведь это есть и у Чехова. Войницкий ждал награды за свою жертвенность и, не получив ее, почувствовал себя оскорбленным. Ну а дальше сработала актерская фантазия Плотникова, который сделал дядю Ваню похожим на высушенную мумию. Кстати, Антон Павлович не любил жертв и не принимал их. Он даже своей жене Ольге Леонардовне, будучи тяжело больным, не позволил оставить сцену Художественного театра, чтобы сидеть с ним в Ялте
Самая высокая точка кипения в спектакле это когда дядя Ваня стреляет в Серебрякова и промахивается. После этого он пытается отравиться, и тут опять ему не везет, доктор Астров отбирает у него яд. Одним словом, этот несчастный человек ни отомстить, ни расстаться с жизнью не умеет, поэтому вызывает у зрителей жалость, но не любовь. И уж, конечно, его не могла полюбить тонкая и изящная Елена Андреевна (Марина Зудина), которую Войницкий преследует по пятам, сожалея, что 10 лет назад не женился на ней и теперь она принадлежит старику Серебрякову. Табаков играет его сочно, «вкусно», в такого мужчину хочется влюбиться, несмотря на возраст. Поэтому ничего удивительного нет, что профессор привык к всеобщему обожанию и не понимает, почему должен быть обязан своей дочери Соне, Войницкому, стесняющим себя во всем, но регулярно посылающим ему деньги: ведь он не просил их об этом. Спрашивается, стоило ли стрелять в такого человека?.. Именно поэтому сцена «расстрела» Серебрякова выглядит в спектакле как фарс: Войницкий с ружьем гоняется за перепуганным Серебряковым, а все остальные стоят и наблюдают, точно на представлении.
Чехов не дал жанрового определения своей пьесе, как бы предоставляя режиссерам полную свободу в ее интерпретации. Он только говорил: «Я пишу жизнь. Это серенькая, обывательская жизнь Но это не нудное нытье». Карбаускис, следуя за Чеховым, сделал спектакль энергичным, протестующим против серости и скуки, поэтому когда Астров произносит знаменитый монолог: «В человеке все должно быть прекрасно », то закрывает окна, и зрители не слышат слов находящегося внутри дома доктора. Этим режиссер подчеркивает: сами по себе благородные порывы прекрасны, но, если человек тащит свою жизнь волоком, красивые слова не сделают его лучше.
Доктор Астров в исполнении Дмитрия Назарова вполне мог бы стать героем, только он считает себя «человеком с большими усами и малыми способностями». Действительно, усищи у него огромные, и похож он на бурлака с Волги. Но и в нем чувствуется надлом, поэтому и водочкой балуется, а когда приезжает к Войницким, то устраивает пьяные «оргии» с беззащитным приживалой Вафлей (Сергей Беляев). Это надо видеть, как они вдвоем чуть ли не на четвереньках выползают ночью на крыльцо, и Астров, покачиваясь и танцуя, приговаривает: «Ходи хата, ходи печь » На следующее утро он ведет себя, как побитая собака, пряча глаза от строгой некрасивой Сони (Ирина Пегова), не догадываясь, что она давно влюблена в него. Ничего у него не получится и с Еленой Андреевной, зря только потратит время, объясняя ей, как школьнице, к чему ведет вырубка лесов. Красивая женщина с русалочьей кровью больше чем на поцелуй с ним не отважится, и он уедет туда, где его ждут больные крестьяне и больные леса. Уедет и Серебряков с женой в Харьков. Плотно закроются ставни огромного дома, и зрители больше не увидят, чем занимаются его обитатели. Только почему-то сердце сожмется от боли и станет очень грустно. Давненько в театре я не испытывала такого щемящего чувства. Правда, Чехов и режиссер спектакля пообещали, что «мы увидим небо в алмазах», только когда это будет? Антон Павлович надеялся, что через 100 лет жизнь станет прекрасной, то есть наша жизнь. Поэтому нам стыдно быть несчастливыми.
Представьте: занавес открывается, и вы видите во всю длину сцены фасад деревянного дома, за распахнутыми окнами которого просматривается жизнь его обитателей. По утрам они пьют чай из самовара, закусывают у буфета, на веранде принимают солнечные ванны, а ночью смотрят на звездное небо и говорят, говорят
Казалось бы, люди, живущие в таком просторном доме, должны быть счастливы, но, увы, все они несчастны и в своих бедах торопятся обвинить близких и родных. Предстоящий семейный конфликт назревает медленно, он неминуем в доме, где каждый пытается схватить жар-птицу, но при этом даже синицу не может удержать в руках. Карбаускис так сумел организовать жизненный поток в сценах из деревенской жизни, что они смотрятся на одном дыхании, как будто мы, глядя на чеховских героев, должны вывести свою формулу счастья. Словом, режиссер поставил спектакль про искусство жить, жить так, чтобы каждый день приносил радость. В противном случае человек превращается в брюзгу и зануду.
Именно таким мазохистом предстает Войницкий в исполнении Бориса Плотникова. Столь неожиданная трактовка милейшего Ивана Петровича, всем пожертвовавшего ради карьеры профессора Серебрякова, может показаться странной, даже оскорбляющей наше представление о добрейшем дяде Ване, но ведь это есть и у Чехова. Войницкий ждал награды за свою жертвенность и, не получив ее, почувствовал себя оскорбленным. Ну а дальше сработала актерская фантазия Плотникова, который сделал дядю Ваню похожим на высушенную мумию. Кстати, Антон Павлович не любил жертв и не принимал их. Он даже своей жене Ольге Леонардовне, будучи тяжело больным, не позволил оставить сцену Художественного театра, чтобы сидеть с ним в Ялте
Самая высокая точка кипения в спектакле это когда дядя Ваня стреляет в Серебрякова и промахивается. После этого он пытается отравиться, и тут опять ему не везет, доктор Астров отбирает у него яд. Одним словом, этот несчастный человек ни отомстить, ни расстаться с жизнью не умеет, поэтому вызывает у зрителей жалость, но не любовь. И уж, конечно, его не могла полюбить тонкая и изящная Елена Андреевна (Марина Зудина), которую Войницкий преследует по пятам, сожалея, что 10 лет назад не женился на ней и теперь она принадлежит старику Серебрякову. Табаков играет его сочно, «вкусно», в такого мужчину хочется влюбиться, несмотря на возраст. Поэтому ничего удивительного нет, что профессор привык к всеобщему обожанию и не понимает, почему должен быть обязан своей дочери Соне, Войницкому, стесняющим себя во всем, но регулярно посылающим ему деньги: ведь он не просил их об этом. Спрашивается, стоило ли стрелять в такого человека?.. Именно поэтому сцена «расстрела» Серебрякова выглядит в спектакле как фарс: Войницкий с ружьем гоняется за перепуганным Серебряковым, а все остальные стоят и наблюдают, точно на представлении.
Чехов не дал жанрового определения своей пьесе, как бы предоставляя режиссерам полную свободу в ее интерпретации. Он только говорил: «Я пишу жизнь. Это серенькая, обывательская жизнь Но это не нудное нытье». Карбаускис, следуя за Чеховым, сделал спектакль энергичным, протестующим против серости и скуки, поэтому когда Астров произносит знаменитый монолог: «В человеке все должно быть прекрасно », то закрывает окна, и зрители не слышат слов находящегося внутри дома доктора. Этим режиссер подчеркивает: сами по себе благородные порывы прекрасны, но, если человек тащит свою жизнь волоком, красивые слова не сделают его лучше.
Доктор Астров в исполнении Дмитрия Назарова вполне мог бы стать героем, только он считает себя «человеком с большими усами и малыми способностями». Действительно, усищи у него огромные, и похож он на бурлака с Волги. Но и в нем чувствуется надлом, поэтому и водочкой балуется, а когда приезжает к Войницким, то устраивает пьяные «оргии» с беззащитным приживалой Вафлей (Сергей Беляев). Это надо видеть, как они вдвоем чуть ли не на четвереньках выползают ночью на крыльцо, и Астров, покачиваясь и танцуя, приговаривает: «Ходи хата, ходи печь » На следующее утро он ведет себя, как побитая собака, пряча глаза от строгой некрасивой Сони (Ирина Пегова), не догадываясь, что она давно влюблена в него. Ничего у него не получится и с Еленой Андреевной, зря только потратит время, объясняя ей, как школьнице, к чему ведет вырубка лесов. Красивая женщина с русалочьей кровью больше чем на поцелуй с ним не отважится, и он уедет туда, где его ждут больные крестьяне и больные леса. Уедет и Серебряков с женой в Харьков. Плотно закроются ставни огромного дома, и зрители больше не увидят, чем занимаются его обитатели. Только почему-то сердце сожмется от боли и станет очень грустно. Давненько в театре я не испытывала такого щемящего чувства. Правда, Чехов и режиссер спектакля пообещали, что «мы увидим небо в алмазах», только когда это будет? Антон Павлович надеялся, что через 100 лет жизнь станет прекрасной, то есть наша жизнь. Поэтому нам стыдно быть несчастливыми.
Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002