Легкое дыхание
Бывают спектакли, после просмотра которых остается тяжелое чувство: будто положили тебе на спину неподъемны груз и заставили подниматься по узкой лестнице три, а то и четыре часа подряд. А случается и наоборот словно бежишь по лестнице несколько часов, но не чувствуешь ни малейшей усталость, напротив, появляется второе, удивительно легкое дыхание. Спектакль «Дядя Ваня», поставленный Миндаугасом Карбаускисом на основной сцене МХАТа, относится ко второй категории.
В марте на «Золотой маске» была представлено постановка этой чеховской пьесы, ее привозил Малый драматический театр Театр Европы во главе с Львом Додиным. Детищу Карбаускиса не хватает законченности и отточенности питерского шедевра, но то, что это большая серьезная работа, бесспорно. Однако на этом сравнения оставим, а обратимся непосредственно к спектаклю.
Открывается занавес, и перед нами вырастает светлый деревянный дом, а точнее, его просторная застекленная веранда, которая заполняет собой практически все пространство, оставляя свободной лишь авансцену. Восхитительную конструкцию создали художники Олег Шейнцис и Алексей Кондратьев. В спектакле много игры с предметами: те же окна веранды открываются и закрываются не раз, пока их вовсе не завесят ставнями в четвертом действии, и все это несет особую смысловую нагрузку.
Сейчас в новомодных постановках по Чехову режиссеры пытаются справиться со ставшими хрестоматийными фразами драматурга, переворачивая их с ног на голову. Карбаускис предпочел другой путь. Например, когда Астров произносит: «В человеке должно быть все┘», он закрывает окно, и конец фразы нам не слышен. Зато мы видим, как доктор и Соня начинают поправлять волосы, одежду┘
Карбаускис собрал звездный актерский ансамбль. Олег Табаков (профессор Серебряков), Марина Зудина (Елена Андреевна), Борис Плотников (дядя Ваня), Ольга Барнет (Мария Васильевна Войницкая) играют с присущим им высоким профессионализмом, тонко и слаженно. Но подлинным открытием стали Ирина Пегова (Соня) и Дмитрий Назаров (Астров). Ирина Пегова, пухленькая, с длинными косами актриса «Мастерской Петра Фоменко», сыграла Соню живой, непосредственной девочкой, но уже наделенной женской мудростью. Каждая фраза, произнесенная ею, звучит необыкновенно свежо и проникновенно. Все идет к тому, что вскоре на театральном небосклоне засияет новая звезда.
Дмитрий Назаров, хорошо известный как ведущий кулинарной телепередачи, а также как главный Дед Мороз страны, создал образ усталого, лишенного лоска, очень ранимого и беззащитного перед ударами судьбы доктора Астрова. И богатырское сложение ему в том не помеха.
Главное в спектакле точно найденная интонация. Старая няня (Наталья Журавлева) еще только предлагает потягивающемуся со сна доктору чаю откушать, а ты уже понимаешь: это настоящее.
В марте на «Золотой маске» была представлено постановка этой чеховской пьесы, ее привозил Малый драматический театр Театр Европы во главе с Львом Додиным. Детищу Карбаускиса не хватает законченности и отточенности питерского шедевра, но то, что это большая серьезная работа, бесспорно. Однако на этом сравнения оставим, а обратимся непосредственно к спектаклю.
Открывается занавес, и перед нами вырастает светлый деревянный дом, а точнее, его просторная застекленная веранда, которая заполняет собой практически все пространство, оставляя свободной лишь авансцену. Восхитительную конструкцию создали художники Олег Шейнцис и Алексей Кондратьев. В спектакле много игры с предметами: те же окна веранды открываются и закрываются не раз, пока их вовсе не завесят ставнями в четвертом действии, и все это несет особую смысловую нагрузку.
Сейчас в новомодных постановках по Чехову режиссеры пытаются справиться со ставшими хрестоматийными фразами драматурга, переворачивая их с ног на голову. Карбаускис предпочел другой путь. Например, когда Астров произносит: «В человеке должно быть все┘», он закрывает окно, и конец фразы нам не слышен. Зато мы видим, как доктор и Соня начинают поправлять волосы, одежду┘
Карбаускис собрал звездный актерский ансамбль. Олег Табаков (профессор Серебряков), Марина Зудина (Елена Андреевна), Борис Плотников (дядя Ваня), Ольга Барнет (Мария Васильевна Войницкая) играют с присущим им высоким профессионализмом, тонко и слаженно. Но подлинным открытием стали Ирина Пегова (Соня) и Дмитрий Назаров (Астров). Ирина Пегова, пухленькая, с длинными косами актриса «Мастерской Петра Фоменко», сыграла Соню живой, непосредственной девочкой, но уже наделенной женской мудростью. Каждая фраза, произнесенная ею, звучит необыкновенно свежо и проникновенно. Все идет к тому, что вскоре на театральном небосклоне засияет новая звезда.
Дмитрий Назаров, хорошо известный как ведущий кулинарной телепередачи, а также как главный Дед Мороз страны, создал образ усталого, лишенного лоска, очень ранимого и беззащитного перед ударами судьбы доктора Астрова. И богатырское сложение ему в том не помеха.
Главное в спектакле точно найденная интонация. Старая няня (Наталья Журавлева) еще только предлагает потягивающемуся со сна доктору чаю откушать, а ты уже понимаешь: это настоящее.
Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002