Победителям устроили сцену
Объявлены лауреаты «Золотой маски»
В Театре имени Моссовета состоялось закрытие фестиваля «Золотая маска» и церемония награждения лауреатов одноименной национальной театральной премии «Золотая маска» (телеканал «Россия» будет транслировать ее завтра). Из Театра имени Моссовета ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.
Закрытие «Золотой маски» режиссер Нина Чусова поставила в стиле спортивного мероприятия возможно, тему подсказала спортивная терминология, которую из года в год используют театральные критики, описывая конкурс «Золотая маска». Театр Моссовета был украшен эмблемами спортклубов, вел церемонию популярный комментатор Василий Уткин вместе с Ингой Оболдиной, призы вручали известные спортсмены, поддержанные драматическими актерами. Страсти кипели как на футболе.
Музыкальный театр оценивала судейская коллегия под предводительством Родиона Щедрина. Из 14 членов жюри только 3 разбираются в балете: Майя Плисецкая (которую представлять не надо), Наталья Касаткина (экс-солистка Большого, балетмейстер и худрук Театра классического балета) и Мария Ратанова (критик и историк балета). Ввиду малочисленности компетентных судей балетные результаты могли быть самыми непредсказуемыми. Однако оказались на удивление адекватными (то есть совпадающими с мнением корреспондента Ъ). Приз за лучший спектакль получил «Форсайт в Маринке», лучшей балериной и лучшим танцовщиком оказались солисты этой программы Наталья Сологуб и Андрей Меркурьев. Еще по ходу фестиваля было понятно, что Пермский театр оперы и балета (с баланчинской «Серенадой») и московский Большой (с «Магриттоманией» Юрия Посохова и нашумевшим «Ромео и Джульеттой» английского режиссера Деклана Доннеллана и молдавского хореографа Раду Поклитару) Мариинке не конкуренты. Однако на приз претендовала и другая программа петербуржцев «Приношение Баланчину» вместе с главной балериной театра Ульяной Лопаткиной. Забаллотировав сразу две иконы XX века (господина Баланчина и госпожу Лопаткину) и отметив неименитых солистов в авангардном репертуаре, судьи поддержали руководство Мариинки, не желающее превращать театр в музей и готовое к вызовам нового века, а заодно и продемонстрировали прогрессивность взглядов.
В современном танце, увы, малосведущими оказались все члены жюри. Зал ахнул, когда «Золотую маску» получил «Тряпичный угол» екатеринбургского «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова непомерно растянутый эстрадный номер на старобалетную тему «и куклы имеют сердце». Возможно, судей подкупила незатейливость высказывания и хорошая физподготовка артистов, изображающих марионеток, но к современному танцу эти ужимки и прыжки не имеют отношения. Жертвой жюри в который раз пали екатеринбургские «Провинциальные танцы» со спектаклем Lazy Susan поэтичный мир хореографа Татьяны Багановой фатально недоступен любому составу судей.
Не секрет, что нынешняя программа драматического театра в целом оказалась слабее, чем, например, год назад. Таковы были «предлагаемые обстоятельства» сезона 2003-2004 годов. Ни петербургские, ни провинциальные спектакли, по общему мнению, не могли составить достойной конкуренции столице. Жюри выбрало в качестве лучшего спектакля большой формы «Скрипку Ротшильда» Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса не лучшая постановка даже этого режиссера, но все-таки работа мастера. Два года назад на «Маске» побеждал предыдущий спектакль из его чеховской трилогии «Дама с собачкой».
И все-таки триумфатором нынешнего фестиваля по части драматического нужно считать не господина Гинкаса, а молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Помимо «Золотой маски» за спектакль «Когда я умирала» (Театр-студия Олега Табакова) он получил еще и приз за лучшую режиссуру. А актриса Ирина Пегова, исполнившая роль Сони в «Дяде Ване» все того же господина Карбаускиса, награждена за лучшую женскую роль. Вообще фаворитом конкурса считалась Алла Покровская, потрясающе сыгравшая в «Мещанах» Художественного театра. Но, видимо, по убеждению большинства членов жюри, раздраженных творчеством Кирилла Серебренникова по определению, любой актер или актриса, сотрудничающие с этим режиссером, лишают себя права на награду. Что касается Константина Райкина с его шекспировским Ричардом III, то тут неожиданности не случилось. Кто лучше всех сыграл тот и стал триумфатором.
В оперном мире триумфатором стал другой молодой режиссер Дмитрий Черняков. Его «Аида», поставленная в Новосибирском театре оперы и балета, забрала целых три «Маски» за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшую женскую партию (Ирина Макарова Амнерис). Вообще, «Аида», потерявшаяся на сцене Кремлевского дворца, в Москве прошла не лучшим образом. Но режиссуру жюри все-таки «разглядело», а вот дирижер Теодор Курентзис пал жертвой кремлевской акустики. В итоге лучшим дирижером (тоже вполне справедливо) признан Александр Анисимов «Леди Макбет Мценского уезда» Ростовского музтеатра. За оформление этого же спектакля «Маску» получил художник Зиновий Марголин.
Наконец, в номинации «Новация» победил десятиминутный спектакль «Апокалипсис» московского театра «Тень». Простому зрителю мнение жюри под председательством профессора Инны Соловьевой вряд ли удастся сравнить со своим собственным: «Апокалипсис» играется режиссером и художником Ильей Эпельбаумом для одного зрителя, поэтому очередь на просмотр уже расписана на много месяцев вперед. Так что это тот редкий случай, когда с решением судей театральной общественности пришлось согласиться без обсуждений.
Закрытие «Золотой маски» режиссер Нина Чусова поставила в стиле спортивного мероприятия возможно, тему подсказала спортивная терминология, которую из года в год используют театральные критики, описывая конкурс «Золотая маска». Театр Моссовета был украшен эмблемами спортклубов, вел церемонию популярный комментатор Василий Уткин вместе с Ингой Оболдиной, призы вручали известные спортсмены, поддержанные драматическими актерами. Страсти кипели как на футболе.
Музыкальный театр оценивала судейская коллегия под предводительством Родиона Щедрина. Из 14 членов жюри только 3 разбираются в балете: Майя Плисецкая (которую представлять не надо), Наталья Касаткина (экс-солистка Большого, балетмейстер и худрук Театра классического балета) и Мария Ратанова (критик и историк балета). Ввиду малочисленности компетентных судей балетные результаты могли быть самыми непредсказуемыми. Однако оказались на удивление адекватными (то есть совпадающими с мнением корреспондента Ъ). Приз за лучший спектакль получил «Форсайт в Маринке», лучшей балериной и лучшим танцовщиком оказались солисты этой программы Наталья Сологуб и Андрей Меркурьев. Еще по ходу фестиваля было понятно, что Пермский театр оперы и балета (с баланчинской «Серенадой») и московский Большой (с «Магриттоманией» Юрия Посохова и нашумевшим «Ромео и Джульеттой» английского режиссера Деклана Доннеллана и молдавского хореографа Раду Поклитару) Мариинке не конкуренты. Однако на приз претендовала и другая программа петербуржцев «Приношение Баланчину» вместе с главной балериной театра Ульяной Лопаткиной. Забаллотировав сразу две иконы XX века (господина Баланчина и госпожу Лопаткину) и отметив неименитых солистов в авангардном репертуаре, судьи поддержали руководство Мариинки, не желающее превращать театр в музей и готовое к вызовам нового века, а заодно и продемонстрировали прогрессивность взглядов.
В современном танце, увы, малосведущими оказались все члены жюри. Зал ахнул, когда «Золотую маску» получил «Тряпичный угол» екатеринбургского «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова непомерно растянутый эстрадный номер на старобалетную тему «и куклы имеют сердце». Возможно, судей подкупила незатейливость высказывания и хорошая физподготовка артистов, изображающих марионеток, но к современному танцу эти ужимки и прыжки не имеют отношения. Жертвой жюри в который раз пали екатеринбургские «Провинциальные танцы» со спектаклем Lazy Susan поэтичный мир хореографа Татьяны Багановой фатально недоступен любому составу судей.
Не секрет, что нынешняя программа драматического театра в целом оказалась слабее, чем, например, год назад. Таковы были «предлагаемые обстоятельства» сезона 2003-2004 годов. Ни петербургские, ни провинциальные спектакли, по общему мнению, не могли составить достойной конкуренции столице. Жюри выбрало в качестве лучшего спектакля большой формы «Скрипку Ротшильда» Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса не лучшая постановка даже этого режиссера, но все-таки работа мастера. Два года назад на «Маске» побеждал предыдущий спектакль из его чеховской трилогии «Дама с собачкой».
И все-таки триумфатором нынешнего фестиваля по части драматического нужно считать не господина Гинкаса, а молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Помимо «Золотой маски» за спектакль «Когда я умирала» (Театр-студия Олега Табакова) он получил еще и приз за лучшую режиссуру. А актриса Ирина Пегова, исполнившая роль Сони в «Дяде Ване» все того же господина Карбаускиса, награждена за лучшую женскую роль. Вообще фаворитом конкурса считалась Алла Покровская, потрясающе сыгравшая в «Мещанах» Художественного театра. Но, видимо, по убеждению большинства членов жюри, раздраженных творчеством Кирилла Серебренникова по определению, любой актер или актриса, сотрудничающие с этим режиссером, лишают себя права на награду. Что касается Константина Райкина с его шекспировским Ричардом III, то тут неожиданности не случилось. Кто лучше всех сыграл тот и стал триумфатором.
В оперном мире триумфатором стал другой молодой режиссер Дмитрий Черняков. Его «Аида», поставленная в Новосибирском театре оперы и балета, забрала целых три «Маски» за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшую женскую партию (Ирина Макарова Амнерис). Вообще, «Аида», потерявшаяся на сцене Кремлевского дворца, в Москве прошла не лучшим образом. Но режиссуру жюри все-таки «разглядело», а вот дирижер Теодор Курентзис пал жертвой кремлевской акустики. В итоге лучшим дирижером (тоже вполне справедливо) признан Александр Анисимов «Леди Макбет Мценского уезда» Ростовского музтеатра. За оформление этого же спектакля «Маску» получил художник Зиновий Марголин.
Наконец, в номинации «Новация» победил десятиминутный спектакль «Апокалипсис» московского театра «Тень». Простому зрителю мнение жюри под председательством профессора Инны Соловьевой вряд ли удастся сравнить со своим собственным: «Апокалипсис» играется режиссером и художником Ильей Эпельбаумом для одного зрителя, поэтому очередь на просмотр уже расписана на много месяцев вперед. Так что это тот редкий случай, когда с решением судей театральной общественности пришлось согласиться без обсуждений.
Роман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002