Большой маскарад
Обозреватель «РГ» Алена Карась делится своими ожиданиями
Вчера вечером были объявлены лауреаты «Золотой маски». Но перед тем, как это случилось, обозреватели «РГ» решили поделиться своими прогнозами и симпатиями, которые не обязательно совпадут с решениями жюри. Организаторы финальной церемонии в Театре имени Моссовета назвали ее «массовым спортивным мероприятием по оздоровлению театра». Жанр придуман весьма кстати и вполне показан тому состоянию театра (по крайней мере, его драматической части), который был явлен на фестивале.
Алена Карась:
драма
«Золотая маска» для московских любителей драмы в нынешнем году была в основном виртуальной. Всего пять спектаклей из провинции, один из которых «Дон Жуан» Морфова уже был показан в Москве раньше. Если учесть, что в номинации «Новация» были представлены спектакли совершенно не драматические («Акценты», «Песни дождя» и «Триада» явно принадлежат широкому полю современного танца, а «Господин Кармен» и «Апокалипсис» театру визуальному и акционистскому), то драматические критики на этой «Маске» особенно не напрягались. Новые художественные впечатления приходилось добывать на стороне в грандиозных фантазиях новосибирской «Аиды», в форсайтовских хореографических эскападах Мариинки, в изобретательной и витальной пластике Татьяны Багановой из Екатеринбурга. И все же попробуем восстановить «драматический» контекст «Маски», и сегодня, когда вам уже известны имена очередных лауреатов, пофантазировать, кто бы это мог быть, на наш взгляд.
Полагаю, что основными конкурентами в большой форме должны были стать «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса, «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса и «Мещане» Кирилла Серебренникова. В каждом из них представлен определенный и яркий тип театра. Серебренников сочинил, возможно, самый провокационный спектакль сезона, предложив в качестве основной темы текущего театрального момента конверсию, соединение старого театра с новым, мастеров-академиков с острой, более или менее радикальной стилистикой нового времени. Думается, в этом смысле было бы справедливо отметить актерские работы Аллы Покровской и Дмитрия Назарова. Назаров, безусловный фаворит сезона, мог бы получить «маску», так сказать, по совокупности: за блестящие роли Астрова в «Дяде Ване» и Тетерева в «Мещанах». Среди женских работ ярко выделяется молодая Ирина Пегова в роли Сони («Дядя Ваня»).
В номинации «малой формы» неожиданно ярко вспыхивает в сознании провокативная, очень несбалансированная и графоманская по сути работа Андрея Могучего «Pro Турандот». Несмотря на то, что она не очень внятно и без видимой цели рассказана, в ней есть яркость, сила и непредсказуемость художественной фактуры. К безусловно ярким событиям сезона относится, на мой взгляд, и декорация Эмиля Капелюша к «Pro Турандот».
Тем не менее, думается мне, спектакли прошлого сезона не выдвинули безусловного лидера ни в малой, ни в большой номинации. За неимением такового «Скрипка Ротшильда» страстное, горькое послание о проснувшейся на самом пороге смерти душе вполне достойно может представлять лучший спектакль сезона в большой форме. В малой же наверняка будет отмечен хоть и мрачный, но цельный в художественном отношении спектакль Карбаускиса «Когда я умирала» в «Табакерке».
О номинации «Новация» хочется сказать особо. То, что в ней не представлен драматический театр, остро характеризует общую ситуацию в современном российском театре предельно консервативном, с одной стороны, и эстрадно-развлекательном, с другой.
Алена Карась:
драма
«Золотая маска» для московских любителей драмы в нынешнем году была в основном виртуальной. Всего пять спектаклей из провинции, один из которых «Дон Жуан» Морфова уже был показан в Москве раньше. Если учесть, что в номинации «Новация» были представлены спектакли совершенно не драматические («Акценты», «Песни дождя» и «Триада» явно принадлежат широкому полю современного танца, а «Господин Кармен» и «Апокалипсис» театру визуальному и акционистскому), то драматические критики на этой «Маске» особенно не напрягались. Новые художественные впечатления приходилось добывать на стороне в грандиозных фантазиях новосибирской «Аиды», в форсайтовских хореографических эскападах Мариинки, в изобретательной и витальной пластике Татьяны Багановой из Екатеринбурга. И все же попробуем восстановить «драматический» контекст «Маски», и сегодня, когда вам уже известны имена очередных лауреатов, пофантазировать, кто бы это мог быть, на наш взгляд.
Полагаю, что основными конкурентами в большой форме должны были стать «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса, «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса и «Мещане» Кирилла Серебренникова. В каждом из них представлен определенный и яркий тип театра. Серебренников сочинил, возможно, самый провокационный спектакль сезона, предложив в качестве основной темы текущего театрального момента конверсию, соединение старого театра с новым, мастеров-академиков с острой, более или менее радикальной стилистикой нового времени. Думается, в этом смысле было бы справедливо отметить актерские работы Аллы Покровской и Дмитрия Назарова. Назаров, безусловный фаворит сезона, мог бы получить «маску», так сказать, по совокупности: за блестящие роли Астрова в «Дяде Ване» и Тетерева в «Мещанах». Среди женских работ ярко выделяется молодая Ирина Пегова в роли Сони («Дядя Ваня»).
В номинации «малой формы» неожиданно ярко вспыхивает в сознании провокативная, очень несбалансированная и графоманская по сути работа Андрея Могучего «Pro Турандот». Несмотря на то, что она не очень внятно и без видимой цели рассказана, в ней есть яркость, сила и непредсказуемость художественной фактуры. К безусловно ярким событиям сезона относится, на мой взгляд, и декорация Эмиля Капелюша к «Pro Турандот».
Тем не менее, думается мне, спектакли прошлого сезона не выдвинули безусловного лидера ни в малой, ни в большой номинации. За неимением такового «Скрипка Ротшильда» страстное, горькое послание о проснувшейся на самом пороге смерти душе вполне достойно может представлять лучший спектакль сезона в большой форме. В малой же наверняка будет отмечен хоть и мрачный, но цельный в художественном отношении спектакль Карбаускиса «Когда я умирала» в «Табакерке».
О номинации «Новация» хочется сказать особо. То, что в ней не представлен драматический театр, остро характеризует общую ситуацию в современном российском театре предельно консервативном, с одной стороны, и эстрадно-развлекательном, с другой.
Алена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002