О театр, ты спорт!
Устроители «Золотой маски» провели оздоровительные мероприятия
Церемония вручения «Золотых масок» образца 2005 года прошла в поистине бодром, спортивно-оздоровительном духе. Со стороны устроителей нового директора «Маски» Марии Ревякиной, бывшего директора Эдуарда Боякова и режиссера вечера Нины Чусовой это был смелый шаг.
Уже давно, после серии скандальных экспериментов, принято проводить церемонии в деловито торжественном, почти аскетичном виде: минимум изобретательности, максимум праздничности. Но, как часто бывает после солидных юбилеев (а в прошлом году «Маска» отметила десятый год своего существования), наступает пора легкомыслия и резкого омоложения. Видимо, этим объясняется спортивно-оздоровительный характер нынешней церемонии. Она началась на пороге Театра им. Моссовета, в саду «Аквариум», массовым баскетбольным наездом и раздачей шарфиков с символикой ЦСКА, а завершилась внесением олимпийского огня.
На сцене громоздились три стадионные трибуны, на фоне которых хрупкая спортивная актриса Инга Оболдина и крупный спортивный обозреватель Василий Уткин бодро вели свой рассказ. Баскетболистов сменяли студенты циркового училища, сборную по художественной гимнастике борцы сумо, а велосипедистов целая баскетбольная команда ЦСКА.
Но кроме озорства в идее спортивно-оздоровительного мероприятия был свой глубокий терапевтический смысл: в названии и характере «масочных» спектаклей на редкость активно присутствовала тема болезни и смерти. Ну взгляните: «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса («Маска» за режиссуру и лучший спектакль малой формы), «Король умирает» Омской драмы (остался без «Маски»), спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», где прямо-таки царствует смерть («Маска» за лучший спектакль большой формы и лучшую работу художника Сергею Бархину). «Ричард III», изобилующий смертями, получил «Маску» для Константина Райкина за лучшую мужскую роль, «Дядя Ваня», где едва не дошло до убийства, за исполнение Ириной Пеговой роли Сони. «Аида», в которой смерть кишит, получила сразу четыре «Маски»: за лучший оперный спектакль, за режиссуру Дмитрию Чернякову, за женскую роль Амнерис Ирине Макаровой и специальный приз всей театральной критики. Еще одна «Маска» за «Апокалипсис» (лучшей «Новацией» справедливо признали блестящий спектакль театра «Тень»).
«Форсайт в Мариинском» собрал три «Маски» за современный танец и его исполнение (Наталия Сологуб и Андрей Меркурьев). «Маской» не отметили почему-то выдающуюся работу дирижера Теодора Курентзиса («Аида»), зато наградили просто хорошую работу дирижера Александра Анисимова («Леди Макбет Мценского уезда», Ростов-на-Дону). «Маска», присужденная «Форсайту» за современный танец, отобрала справедливую награду у блестящих екатеринбургских «Провинциальных танцев» и их огненно-витального хореографа Татьяны Багановой (то есть ничего не получивших). Лучшим спектаклем театра кукол назвали «Всадника Cuprum» из питерского «Кукольного формата» (в нем же отметили работу художницы Анны Викторовой).
Но самым сильным эпизодом церемонии стало вручение премии «За честь и достоинство». Одну из них получила вдова выдающегося театрального деятеля, руководителя театра во Владикавказе Георгия Хугаева. Другую великий русский актер Николай Пастухов, многие десятилетия работающий в Театре Российской армии. Когда он вышел на сцену получать награду из рук Георгия Тараторкина, он продемонстрировал всем собравшимся, что такое говорить сердцем. Его сердце радостно и воодушевленно проговорило об актерстве как религиозном служении, и эту его страстную речь навсегда запомнят те, кто услышал ее в финале «золотомасочной» церемонии.
Уже давно, после серии скандальных экспериментов, принято проводить церемонии в деловито торжественном, почти аскетичном виде: минимум изобретательности, максимум праздничности. Но, как часто бывает после солидных юбилеев (а в прошлом году «Маска» отметила десятый год своего существования), наступает пора легкомыслия и резкого омоложения. Видимо, этим объясняется спортивно-оздоровительный характер нынешней церемонии. Она началась на пороге Театра им. Моссовета, в саду «Аквариум», массовым баскетбольным наездом и раздачей шарфиков с символикой ЦСКА, а завершилась внесением олимпийского огня.
На сцене громоздились три стадионные трибуны, на фоне которых хрупкая спортивная актриса Инга Оболдина и крупный спортивный обозреватель Василий Уткин бодро вели свой рассказ. Баскетболистов сменяли студенты циркового училища, сборную по художественной гимнастике борцы сумо, а велосипедистов целая баскетбольная команда ЦСКА.
Но кроме озорства в идее спортивно-оздоровительного мероприятия был свой глубокий терапевтический смысл: в названии и характере «масочных» спектаклей на редкость активно присутствовала тема болезни и смерти. Ну взгляните: «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса («Маска» за режиссуру и лучший спектакль малой формы), «Король умирает» Омской драмы (остался без «Маски»), спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», где прямо-таки царствует смерть («Маска» за лучший спектакль большой формы и лучшую работу художника Сергею Бархину). «Ричард III», изобилующий смертями, получил «Маску» для Константина Райкина за лучшую мужскую роль, «Дядя Ваня», где едва не дошло до убийства, за исполнение Ириной Пеговой роли Сони. «Аида», в которой смерть кишит, получила сразу четыре «Маски»: за лучший оперный спектакль, за режиссуру Дмитрию Чернякову, за женскую роль Амнерис Ирине Макаровой и специальный приз всей театральной критики. Еще одна «Маска» за «Апокалипсис» (лучшей «Новацией» справедливо признали блестящий спектакль театра «Тень»).
«Форсайт в Мариинском» собрал три «Маски» за современный танец и его исполнение (Наталия Сологуб и Андрей Меркурьев). «Маской» не отметили почему-то выдающуюся работу дирижера Теодора Курентзиса («Аида»), зато наградили просто хорошую работу дирижера Александра Анисимова («Леди Макбет Мценского уезда», Ростов-на-Дону). «Маска», присужденная «Форсайту» за современный танец, отобрала справедливую награду у блестящих екатеринбургских «Провинциальных танцев» и их огненно-витального хореографа Татьяны Багановой (то есть ничего не получивших). Лучшим спектаклем театра кукол назвали «Всадника Cuprum» из питерского «Кукольного формата» (в нем же отметили работу художницы Анны Викторовой).
Но самым сильным эпизодом церемонии стало вручение премии «За честь и достоинство». Одну из них получила вдова выдающегося театрального деятеля, руководителя театра во Владикавказе Георгия Хугаева. Другую великий русский актер Николай Пастухов, многие десятилетия работающий в Театре Российской армии. Когда он вышел на сцену получать награду из рук Георгия Тараторкина, он продемонстрировал всем собравшимся, что такое говорить сердцем. Его сердце радостно и воодушевленно проговорило об актерстве как религиозном служении, и эту его страстную речь навсегда запомнят те, кто услышал ее в финале «золотомасочной» церемонии.
Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002