Разговаривать не надо, приседайте до упаду
На церемонии вручения премии
11 апреля в Театре имени Моссовета состоялась очередная церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая Маска». Впрочем, простите, «церемониться» с публикой и номинантами никто не собирался. Уже на пригласительных билетах официальное определение было заменено на «спортивно-оздоровительное мероприятие», а приглашенным рекомендовалось отказаться от вечерних туалетов и облачиться в спортивные костюмы. Между прочим, некоторые и впрямь последовали совету, как, например, артист-номинант Валерий Баринов или учредитель ассоциации «Золотая Маска» Эдуард Бояков, и смотрелись притом весьма экзотично. Другие набросили на плечи подаренные шарфы с логотипом спортклуба ЦСКА. Большинство же, по остроумному выражению главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, предпочло цивильный «костюм шахматиста».
Еще на подходе к театру группки молодых людей, заметно продрогших, с дежурным энтузиазмом размахивали спортивными и «масочными» флагами, скандируя что-то невнятное. Сад «Аквариум» встречал публику бодрыми ритмами спортивных маршей, а в фойе стильно экипированная девушка усердно крутила педали велотренажера. Этим доцеремониальная спортивная тематика и ограничилась, она не слишком напрягла съезжавшихся коллег-театралов и любопытствующих, которые предпочитали традиционный вариант общения пожатия рук, объятия, поцелуи, радостные возгласы и прочие атрибуты редких встреч.
Эффект омоложения, с которым у многих дам ассоциируется слово «маска», на финал Национального фестиваля был изначально запрограммирован. Хотя бы тем, что в качестве режиссера итогового «спортивно-оздоровительного мероприятия» выступила молодая Нина Чусова. Правда, еще во время отсмотра представленных спектаклей почему-то назойливо вспоминался мрачный ритуал «похорон театра», некогда предложенный режиссером Владимиром Мирзоевым как заключительный церемониальный аккорд очередной «Маски». Понятное дело, что «девочка-праздник» Нина Чусова к подобным настроениям не склонна. Но мотивы принудительного оздоровления стремительно дряхлеющего искусства сцены тем не менее доминировали. Хотя в отдельных случаях не помешало бы подумать о реанимации. В качестве средства избрали не поверхностные, косметические процедуры, но радикальную спортивную нагрузку. Спорт игра и театр игра, значит, стоит объединить усилия.
Сцену тут же задекорировали фрагментами разноцветных спортивных трибун (художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов), спустили сверху гимнастов-акробатов, красиво расставили загорелых почитателей бодибилдинга, запустили девушек на велосипедах. В ложах и на ярусах разместили группы поддержки. И, наконец, после третьего свистка началось собственно действо. В спортивном костюме и с баскетбольным мячом в руках на сцену вышел Эдуард Бояков и пригласил для символического вбрасывания мяча Михаила Швыдкого. Корзины, правда, не оказалось, потому и мяч не менее символично улетел неведомо куда. Союз театра и спорта сконцентрировался в тандеме ведущих: актрисы Инги Оболдиной и спортивного комментатора Василия Уткина. Да и конкретные «Маски» в отдельных номинациях вручались аналогичными парами: Лев Додин и Ирина Роднина, Ингеборга Дапкунайте и Владислав Третьяк Даже традиционные конверты с именами победителей решили заменить открывающимися баскетбольными мячами. Впрочем, их тоже на всех не хватило, пришлось заменить мячи на коробки похожей расцветки.
«Золотая Маска» в области театра у нас премия главная, национальная и стабильная, судя по возрасту, перешагнувшему во второй десяток. Поневоле задумаешься и о некой гипотетической стабильности финальной церемонии, призванной явить миру лучшие достижения театрального года. Но, увы, итоговая акция едва ли каждой «Маски» становится жирной кляксой на в меру аккуратном сценическом письме и провоцирует журналистов на саркастические пассажи. Однако, если посмотреть с другой стороны, когда сам фестиваль худо-бедно демонстрирует лучшее, его финал привычное, будничное, доминирующее. О расхлябанности, дурновкусии и дилетантизме современного отечественного театрального процесса не сказал только ленивый, вот его концентрат и можно было наблюдать на церемонии.
Например, «повосторгаться» текстовыми перлами, предложенными Марией Медецкой и Анатолием Глазачевым. Как вам такая речевка от группы поддержки, предваряющая вручение Национальной премии в области драматического театра: «И кино, и домино перед драмою г »? Правда, последнее словечко было замаскировано дружным мычанием. «Не надо меня утончать», хамил «полковник», явившийся закрывать едва начавшееся действо по противопожарным соображениям. «Он побежал куда-то прямо», азартно кричала ведущая в адрес скрывшегося по тем же соображениям носителя «олимпийского огня», за которым с топотом понеслась группа марафонцев.
Вообще все эти режиссерские придумки казались абсолютно случайными и необязательными. Ну побегали марафонцы по театральным местам Москвы. Ну увязались за ними гигантский Заяц вкупе с доктором Чеховым, спрыгнувшим с пьедестала. Ну показали нам эти пробежки на мониторе. Какой в этом смысл? А выход на сцену за главной режиссерской «Маской» мифического «художественного руководителя Белгородского театра», заставивший наиболее впечатлительных членов жюри схватиться за сердце? А пошленький танец длинноногих красоток в буденновках и шинелях, которые они распахивали подобно стриптизершам?
И ведь ясно как день, что все собираются на финальную церемонию отнюдь не лицезреть тот или иной «антураж», но насладиться интригой театрального состязания, поаплодировать победителям (а порой и освистать их), посочувствовать проигравшим. И когда торжественно оглашали номинантов и потом вручали награды, вдруг действительно начинало казаться, что праздник настоящий и достижения не иллюзорны. А ведь совсем противоположные ощущения царили на самом фестивале. К чести жюри, оно грамотно сумело отделить зерна от плевел и определить достойных лауреатов. Впрочем, не стоит забывать, что они оказались лучшими лишь в представленном контексте, который (по крайней мере, в области драматического театра) был весьма далек от идеала.
Но свежеиспеченные лауреаты выглядели довольными и счастливыми и, поднимаясь на сцену, ритуально благодарили маму с папой, режиссеров и коллег, неведомую миру Верочку со второго яруса и собственную собаку. Лукаво грозили не приостанавливать поток шедевров и освободить стены театральных зданий под новые «Маски».
Искомое же омоложение как раз и наблюдалось не в вымученной церемонии, но в результатах фестиваля. Львиную долю «Масок» в опере и драматическом театре (в разных номинациях) собрали недавно перешагнувшие 30-летний рубеж режиссеры Дмитрий Черняков и Миндаугас Карбаускис, предлагающие реальное оздоровление театра. Добавьте сюда молодых по определению балетных танцовщиков Наталию Сологуб и Андрея Меркурьева, оперную певицу Ирину Макарову и драматическую актрису Ирину Пегову, кукольного режиссера Анну Викторову и режиссера Якутской драмы Сергея Потапова. Так что хотя бы по этим формальным приметам можно сказать, что постаревшие мэтры театрального цеха все-таки предъявили сцене своих наследников.
Еще на подходе к театру группки молодых людей, заметно продрогших, с дежурным энтузиазмом размахивали спортивными и «масочными» флагами, скандируя что-то невнятное. Сад «Аквариум» встречал публику бодрыми ритмами спортивных маршей, а в фойе стильно экипированная девушка усердно крутила педали велотренажера. Этим доцеремониальная спортивная тематика и ограничилась, она не слишком напрягла съезжавшихся коллег-театралов и любопытствующих, которые предпочитали традиционный вариант общения пожатия рук, объятия, поцелуи, радостные возгласы и прочие атрибуты редких встреч.
Эффект омоложения, с которым у многих дам ассоциируется слово «маска», на финал Национального фестиваля был изначально запрограммирован. Хотя бы тем, что в качестве режиссера итогового «спортивно-оздоровительного мероприятия» выступила молодая Нина Чусова. Правда, еще во время отсмотра представленных спектаклей почему-то назойливо вспоминался мрачный ритуал «похорон театра», некогда предложенный режиссером Владимиром Мирзоевым как заключительный церемониальный аккорд очередной «Маски». Понятное дело, что «девочка-праздник» Нина Чусова к подобным настроениям не склонна. Но мотивы принудительного оздоровления стремительно дряхлеющего искусства сцены тем не менее доминировали. Хотя в отдельных случаях не помешало бы подумать о реанимации. В качестве средства избрали не поверхностные, косметические процедуры, но радикальную спортивную нагрузку. Спорт игра и театр игра, значит, стоит объединить усилия.
Сцену тут же задекорировали фрагментами разноцветных спортивных трибун (художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов), спустили сверху гимнастов-акробатов, красиво расставили загорелых почитателей бодибилдинга, запустили девушек на велосипедах. В ложах и на ярусах разместили группы поддержки. И, наконец, после третьего свистка началось собственно действо. В спортивном костюме и с баскетбольным мячом в руках на сцену вышел Эдуард Бояков и пригласил для символического вбрасывания мяча Михаила Швыдкого. Корзины, правда, не оказалось, потому и мяч не менее символично улетел неведомо куда. Союз театра и спорта сконцентрировался в тандеме ведущих: актрисы Инги Оболдиной и спортивного комментатора Василия Уткина. Да и конкретные «Маски» в отдельных номинациях вручались аналогичными парами: Лев Додин и Ирина Роднина, Ингеборга Дапкунайте и Владислав Третьяк Даже традиционные конверты с именами победителей решили заменить открывающимися баскетбольными мячами. Впрочем, их тоже на всех не хватило, пришлось заменить мячи на коробки похожей расцветки.
«Золотая Маска» в области театра у нас премия главная, национальная и стабильная, судя по возрасту, перешагнувшему во второй десяток. Поневоле задумаешься и о некой гипотетической стабильности финальной церемонии, призванной явить миру лучшие достижения театрального года. Но, увы, итоговая акция едва ли каждой «Маски» становится жирной кляксой на в меру аккуратном сценическом письме и провоцирует журналистов на саркастические пассажи. Однако, если посмотреть с другой стороны, когда сам фестиваль худо-бедно демонстрирует лучшее, его финал привычное, будничное, доминирующее. О расхлябанности, дурновкусии и дилетантизме современного отечественного театрального процесса не сказал только ленивый, вот его концентрат и можно было наблюдать на церемонии.
Например, «повосторгаться» текстовыми перлами, предложенными Марией Медецкой и Анатолием Глазачевым. Как вам такая речевка от группы поддержки, предваряющая вручение Национальной премии в области драматического театра: «И кино, и домино перед драмою г »? Правда, последнее словечко было замаскировано дружным мычанием. «Не надо меня утончать», хамил «полковник», явившийся закрывать едва начавшееся действо по противопожарным соображениям. «Он побежал куда-то прямо», азартно кричала ведущая в адрес скрывшегося по тем же соображениям носителя «олимпийского огня», за которым с топотом понеслась группа марафонцев.
Вообще все эти режиссерские придумки казались абсолютно случайными и необязательными. Ну побегали марафонцы по театральным местам Москвы. Ну увязались за ними гигантский Заяц вкупе с доктором Чеховым, спрыгнувшим с пьедестала. Ну показали нам эти пробежки на мониторе. Какой в этом смысл? А выход на сцену за главной режиссерской «Маской» мифического «художественного руководителя Белгородского театра», заставивший наиболее впечатлительных членов жюри схватиться за сердце? А пошленький танец длинноногих красоток в буденновках и шинелях, которые они распахивали подобно стриптизершам?
И ведь ясно как день, что все собираются на финальную церемонию отнюдь не лицезреть тот или иной «антураж», но насладиться интригой театрального состязания, поаплодировать победителям (а порой и освистать их), посочувствовать проигравшим. И когда торжественно оглашали номинантов и потом вручали награды, вдруг действительно начинало казаться, что праздник настоящий и достижения не иллюзорны. А ведь совсем противоположные ощущения царили на самом фестивале. К чести жюри, оно грамотно сумело отделить зерна от плевел и определить достойных лауреатов. Впрочем, не стоит забывать, что они оказались лучшими лишь в представленном контексте, который (по крайней мере, в области драматического театра) был весьма далек от идеала.
Но свежеиспеченные лауреаты выглядели довольными и счастливыми и, поднимаясь на сцену, ритуально благодарили маму с папой, режиссеров и коллег, неведомую миру Верочку со второго яруса и собственную собаку. Лукаво грозили не приостанавливать поток шедевров и освободить стены театральных зданий под новые «Маски».
Искомое же омоложение как раз и наблюдалось не в вымученной церемонии, но в результатах фестиваля. Львиную долю «Масок» в опере и драматическом театре (в разных номинациях) собрали недавно перешагнувшие 30-летний рубеж режиссеры Дмитрий Черняков и Миндаугас Карбаускис, предлагающие реальное оздоровление театра. Добавьте сюда молодых по определению балетных танцовщиков Наталию Сологуб и Андрея Меркурьева, оперную певицу Ирину Макарову и драматическую актрису Ирину Пегову, кукольного режиссера Анну Викторову и режиссера Якутской драмы Сергея Потапова. Так что хотя бы по этим формальным приметам можно сказать, что постаревшие мэтры театрального цеха все-таки предъявили сцене своих наследников.
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Рассказ о счастливой МосквеЖанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеровАся Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезонГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное»Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургенаЕлена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна»Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазахКатерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть┘Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизмаЮлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. ПосмертноЕлена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помоглоМарина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»«Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовникаОльга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская прозаЕлена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи МосквошвеиАлександра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю МосквуОлег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любвиАлена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая МоскваГлеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас«Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствиеЕлена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЛилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Девушка-электричествоДина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Слеза комсомолки МосквыАлла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плотиСергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь»Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастьяАлександра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой МосквеЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека»«Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любвиАлла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова09.2005
- Стихотворения в позеИрина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТААртур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризомОльга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей странеЛариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый духОлег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочкаЯн Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажерыАнна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонкиГлеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ«Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски»Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске»Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарадАлена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сценуРоман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки»Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыханиеСветлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепеИрина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега ТабаковаИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня»Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стенаГригорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнцаКсения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миноватьДина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в залОльга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизниАлександр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романсАлена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002