«Как хорошо мы плохо жили »
«Рыжий». «Мастерская Петра Фоменко»
Вроде бы все, как обычно: зрители по узенькому проходу пробираются в крошечный зал, вежливые билетерши подсказывают направление. Если бы не дамочка в железнодорожной униформе, типичная «совковая» проводница, даже, кажется, чуточку под хмельком. Грубовато покрикивает на входящих: «Живей проходи, не задерживайся, сейчас поедем». Маршрут: Екатеринбург Свердловск и обратно. Такую вот ностальгическую поездку в 80 90-е годы века минувшего предлагает сегодня"Мастерская Петра Фоменко"в спектакле-поездке «Рыжий».
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009