«Здесь я чувствую себя на месте!»
Итальянская актриса Моника Санторо о работе с Петром Фоменко, источниках вдохновения и любимых ролях
Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» рассказала «МН», почему она сменила север Италии на Россию, какие места в Москве и Санкт-Петербурге считает «своими» и о том, что заставляет ее испытывать чувство ностальгии.
Моника Санторо, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»
Я родилась на севере Италии, в маленьком городке Гуасталла, училась в университете Урбино на филологическом факультете, изучала русский язык. Я получила грант на полгода стажировки и поехала в Петербург собирать материал для работы И тут окончательно поняла, что хочу связать свою жизнь с театром! Вернулась в Италию, окончила университет и поехала обратно поступила в СПбГАТИ.
Я очень люблю Петербург. Знаете как: в первый раз приехала в Россию, занималась любимым делом для меня это город, где я открыла в себе тягу к театру. Слава богу, там остались друзья, однокурсники.
Я жила в коммуналке около Музея Достоевского. Это отличный жизненный опыт. Нас было шесть женщин и только один мужчина. Мы иногда даже заботились немножко о нем. Такая дружная атмосфера.
О Петре Фоменко
Когда в 2007 году «Мастерская Петра Фоменко» объявила о наборе в стажерскую студию, я до последнего не верила, что попала в нее. Я приезжала в Москву на туры с чемоданом, полным реквизита (там было все для этюдов костюмы, труба, флейта). На меня даже смотрели странно. Мы были в хорошем смысле беззащитные, открытые, готовые ко всему.
Мы только что пришли в театр, для нас было важно не подчиняться, а быть податливыми. Мы старались понять, как Петр Наумович видит театр, что он от нас хочет, куда хочет двигаться. Он постоянно говорил, что надо учиться и что он учится у нас. Меня с первых репетиций потрясло, что ты, актер, предлагаешь ему какие-то варианты, а он прислушивается к тебе и пробует их. Было безумно интересно. Мы все понимали, что этот человек хочет пройти путь вместе с нами и передать нам что-то важное. Поэтому ему было важно то, что мы разные. Он всегда говорил, что опыт нельзя отменить и нужно с ним идти вперед. Постоянно повторял: сходите на выставку, в театр, не закрывайтесь. Старался проводить с нами как можно больше времени. Мне лично очень повезло, потому что он сразу позвал меня на «Бесприданницу», потом на «Сказку Арденнского леса» и «Триптих». Я проработала с ним почти четыре года это большое счастье.
О консерваторском опыте
Я училась в консерватории им. Джоаккино Россини по классу флейты-пикколо, но не окончила поняла, что нужно любить свой инструмент больше всего на свете. Я очень люблю музыку, но не до такой степени. Но этот опыт мне пригодился. Во-первых, это дисциплинирует каждый день нужно заниматься много часов. А во-вторых, мне это помогло в работе с Фоменко он иногда репетировал как дирижер. У него был очень музыкальный подход к текстам, это тоже меня потрясло.
О русском языке
Конечно, важно знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать. Однажды Фоменко мне сказал: «Ты слишком хорошо стала говорить по-русски!» Есть какие-то моменты, колорит все пригодится. У каждого можно найти что-то особенное. Вот у меня акцент, но в этом может быть что-то ценное. Потом еще многое зависит от роли. С одной стороны, наверное, иностранному актеру, если он не играет в своей стране, сложнее, но он может предложить что-то специфичное.
Senza Fine (итал. «без конца»)
Помимо театра я пою и играю в группе Senza Fine. Это люди, которые относятся с огромной трепетностью к песням и с любовью друг к другу. Первый концерт у нас состоялся год назад. До этого я некоторое время пела с разными людьми, а потом решила собрать в репертуаре итальянские песни и сделать вечер для друзей. Сейчас выступаем примерно раз в месяц. Репертуар в основном итальянские песни 50-60-х годов.
О любимой роли
Мне нравятся все мои роли, но ближе всего сейчас, наверное, «Рыжий». Это спектакль по стихам поэта Бориса Рыжего, который сочинила наша стажерская группа. В «Рыжем» чувствуется, что мы прошли большой путь вместе для этого спектакля. Мы ездили в Екатеринбург познакомились с семьей Рыжего. Это спектакль, который болит, вибрирует. Еще спектакль «Триптих», где я работаю с основателями театра. У них особое восприятие театра.
Я играла в спектакле «Поэтому» с актерами «Самого доброго театра» и Аркадием Аркановым, но сейчас у нас не совпадают графики. Аркадий Михайлович замечательный, открытый человек, настоящий джентльмен. Он очень ценит, что молодые любят поэзию. Это еще один человек в моей жизни, который готов делиться опытом.
О «своих» местах
В Петербурге люблю все, что вокруг театральной академии. В Москве переулки вокруг Моховой, Арбата, Патриаршие пруды, район Китай-города, парки. В свободное время гуляю, катаюсь на велосипеде, люблю играть в фрисби. Люблю встречаться с друзьями, люблю, когда у меня дома гости, люблю сидеть в кафе с подружкой или даже одна и наблюдать за людьми.
Об источнике вдохновения
Для меня источником вдохновения для роли может быть все что угодно. Мне всегда важно найти что-то внешнее, какую-то деталь, походку, предмет. Мой папа, когда увидел меня в «Рыжем», где я играю женщину, прожившую всю жизнь в общежитии, сказал: «Ты прямо как неаполитанка!»
О кино
Мой любимый фильм «Амаркорд», тамошний городок немного похож на мой родной, тоже странные люди со своими ритуалами. Еще я люблю романтичное кино с хорошим финалом и фильмы с Тото.
Мне было бы безумно интересно сыграть в кино, надеюсь еще получится. Я немножко снималась в Италии для телевидения. Например, когда училась играла очень злую женщину, практически ведьму, которая подружилась с нечистой силой.
Об итальянском театре
Я в Италии не попадаю в театр, т.к. летом сезон закрыт, хотя есть много разных фестивалей. Если говорить о школе, то русская школа выстроена так, чтобы более полноценно подготовить актера, это психологическая работа. В Италии скорее техническая подготовка. В Италии учатся три года, в России четыре-пять лет, здесь это мучительный длительный процесс. Сейчас в Италии появляется очень много негосударственных коллективов, хотя, увы, пока правительство не помогает развитию культуры. Надеюсь, что через эти проекты люди снова приобщатся к театру.
О ностальгии
В Италии я бываю два раза в год стараюсь не скучать, ведь сама выбрала. Конечно, иногда физически не хватает своей среды. Иногда чувствую, что прямо в теле есть потребность побывать дома.
Здесь я чувствую себя на месте, мне очень повезло, что я тут, что могу заниматься любимым делом. Конечно, общение с бюрократией вначале было чересчур мучительным, но сейчас очень помогает театр. Ситуация меняется, но через это надо пройти. Я немного боюсь города, потому что он очень большой, здесь все быстрее, теряется нежность между людьми, но это, наверное, во всех больших городах так. Есть разница в менталитете, но я стараюсь что-то в себе смягчить, принимаю как данность.
Моника Санторо, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»
Я родилась на севере Италии, в маленьком городке Гуасталла, училась в университете Урбино на филологическом факультете, изучала русский язык. Я получила грант на полгода стажировки и поехала в Петербург собирать материал для работы И тут окончательно поняла, что хочу связать свою жизнь с театром! Вернулась в Италию, окончила университет и поехала обратно поступила в СПбГАТИ.
Я очень люблю Петербург. Знаете как: в первый раз приехала в Россию, занималась любимым делом для меня это город, где я открыла в себе тягу к театру. Слава богу, там остались друзья, однокурсники.
Я жила в коммуналке около Музея Достоевского. Это отличный жизненный опыт. Нас было шесть женщин и только один мужчина. Мы иногда даже заботились немножко о нем. Такая дружная атмосфера.
О Петре Фоменко
Когда в 2007 году «Мастерская Петра Фоменко» объявила о наборе в стажерскую студию, я до последнего не верила, что попала в нее. Я приезжала в Москву на туры с чемоданом, полным реквизита (там было все для этюдов костюмы, труба, флейта). На меня даже смотрели странно. Мы были в хорошем смысле беззащитные, открытые, готовые ко всему.
Мы только что пришли в театр, для нас было важно не подчиняться, а быть податливыми. Мы старались понять, как Петр Наумович видит театр, что он от нас хочет, куда хочет двигаться. Он постоянно говорил, что надо учиться и что он учится у нас. Меня с первых репетиций потрясло, что ты, актер, предлагаешь ему какие-то варианты, а он прислушивается к тебе и пробует их. Было безумно интересно. Мы все понимали, что этот человек хочет пройти путь вместе с нами и передать нам что-то важное. Поэтому ему было важно то, что мы разные. Он всегда говорил, что опыт нельзя отменить и нужно с ним идти вперед. Постоянно повторял: сходите на выставку, в театр, не закрывайтесь. Старался проводить с нами как можно больше времени. Мне лично очень повезло, потому что он сразу позвал меня на «Бесприданницу», потом на «Сказку Арденнского леса» и «Триптих». Я проработала с ним почти четыре года это большое счастье.
О консерваторском опыте
Я училась в консерватории им. Джоаккино Россини по классу флейты-пикколо, но не окончила поняла, что нужно любить свой инструмент больше всего на свете. Я очень люблю музыку, но не до такой степени. Но этот опыт мне пригодился. Во-первых, это дисциплинирует каждый день нужно заниматься много часов. А во-вторых, мне это помогло в работе с Фоменко он иногда репетировал как дирижер. У него был очень музыкальный подход к текстам, это тоже меня потрясло.
О русском языке
Конечно, важно знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать. Однажды Фоменко мне сказал: «Ты слишком хорошо стала говорить по-русски!» Есть какие-то моменты, колорит все пригодится. У каждого можно найти что-то особенное. Вот у меня акцент, но в этом может быть что-то ценное. Потом еще многое зависит от роли. С одной стороны, наверное, иностранному актеру, если он не играет в своей стране, сложнее, но он может предложить что-то специфичное.
Senza Fine (итал. «без конца»)
Помимо театра я пою и играю в группе Senza Fine. Это люди, которые относятся с огромной трепетностью к песням и с любовью друг к другу. Первый концерт у нас состоялся год назад. До этого я некоторое время пела с разными людьми, а потом решила собрать в репертуаре итальянские песни и сделать вечер для друзей. Сейчас выступаем примерно раз в месяц. Репертуар в основном итальянские песни 50-60-х годов.
О любимой роли
Мне нравятся все мои роли, но ближе всего сейчас, наверное, «Рыжий». Это спектакль по стихам поэта Бориса Рыжего, который сочинила наша стажерская группа. В «Рыжем» чувствуется, что мы прошли большой путь вместе для этого спектакля. Мы ездили в Екатеринбург познакомились с семьей Рыжего. Это спектакль, который болит, вибрирует. Еще спектакль «Триптих», где я работаю с основателями театра. У них особое восприятие театра.
Я играла в спектакле «Поэтому» с актерами «Самого доброго театра» и Аркадием Аркановым, но сейчас у нас не совпадают графики. Аркадий Михайлович замечательный, открытый человек, настоящий джентльмен. Он очень ценит, что молодые любят поэзию. Это еще один человек в моей жизни, который готов делиться опытом.
О «своих» местах
В Петербурге люблю все, что вокруг театральной академии. В Москве переулки вокруг Моховой, Арбата, Патриаршие пруды, район Китай-города, парки. В свободное время гуляю, катаюсь на велосипеде, люблю играть в фрисби. Люблю встречаться с друзьями, люблю, когда у меня дома гости, люблю сидеть в кафе с подружкой или даже одна и наблюдать за людьми.
Об источнике вдохновения
Для меня источником вдохновения для роли может быть все что угодно. Мне всегда важно найти что-то внешнее, какую-то деталь, походку, предмет. Мой папа, когда увидел меня в «Рыжем», где я играю женщину, прожившую всю жизнь в общежитии, сказал: «Ты прямо как неаполитанка!»
О кино
Мой любимый фильм «Амаркорд», тамошний городок немного похож на мой родной, тоже странные люди со своими ритуалами. Еще я люблю романтичное кино с хорошим финалом и фильмы с Тото.
Мне было бы безумно интересно сыграть в кино, надеюсь еще получится. Я немножко снималась в Италии для телевидения. Например, когда училась играла очень злую женщину, практически ведьму, которая подружилась с нечистой силой.
Об итальянском театре
Я в Италии не попадаю в театр, т.к. летом сезон закрыт, хотя есть много разных фестивалей. Если говорить о школе, то русская школа выстроена так, чтобы более полноценно подготовить актера, это психологическая работа. В Италии скорее техническая подготовка. В Италии учатся три года, в России четыре-пять лет, здесь это мучительный длительный процесс. Сейчас в Италии появляется очень много негосударственных коллективов, хотя, увы, пока правительство не помогает развитию культуры. Надеюсь, что через эти проекты люди снова приобщатся к театру.
О ностальгии
В Италии я бываю два раза в год стараюсь не скучать, ведь сама выбрала. Конечно, иногда физически не хватает своей среды. Иногда чувствую, что прямо в теле есть потребность побывать дома.
Здесь я чувствую себя на месте, мне очень повезло, что я тут, что могу заниматься любимым делом. Конечно, общение с бюрократией вначале было чересчур мучительным, но сейчас очень помогает театр. Ситуация меняется, но через это надо пройти. Я немного боюсь города, потому что он очень большой, здесь все быстрее, теряется нежность между людьми, но это, наверное, во всех больших городах так. Есть разница в менталитете, но я стараюсь что-то в себе смягчить, принимаю как данность.
Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009