Лед болота «Современной идиллии»
«Опус № 50» сообщает программка юбилейный номер спектакля Мастерской Петра Фоменко, жанр которого создатели определили как фантасмагорию в 11 явлениях с прологом и антрактом и приурочили постановку к году литературы.Впрочем, хлесткий и всегда актуальный текст Салтыкова-Щедрина в информационном поводе не нуждается, для него российская действительность – один сплошной информационный повод, неизменный с 1877 года. Именно тогда в «Отечественных записках» был впервые опубликован рассказ «Современная идиллия», выросший в итоге в роман – жесткий и честный портрет российского либерализма в частности и особого типа человека, которым движет страх, стыд и желание «погодить», вообще.До начала действия новая сцена закрыта вуалью, так напоминающей рыболовную сеть. За ней – пеньки и бликующая вода (сценограф –Мария Митрофанова). Туман полностью соответствует ремарке: «Действие происходит в Петербурге, во второй половине XIX века. На болоте идет суд над пескарем, вернее, пискарем (по Салтыкову-Щедрину). Именно этот эпизод, вынесенный далеко не из начала романа, становится своеобразным прологом спектакля Каменьковича про героев, которые так старательно не хотели в уху, что именно там и оказались.Булькает вода, виляет хвостом пискарь, возмущаются судьи ваши высокосковородия“ это все такой же спектакль, который поставили либералы, чья комната нависает над болотом и держится на таких же пеньках, торчащих из болота, одного на всех.Во втором действии, сцена превратится с каток, на котором вставшие на путь благонамерия герои, либералы Я и Глумов (Михаил Крымов и Федор Малышев), будут выделывать ледовые па и выдавать замуж содержанку купца Фаиночку (Моника Санторо).В обоих частях спектакля звучат песни Леонида Федорова и группы АукцЫон“ (Там-Дам“ и вовсе стала лейтмотивом спектакля) и ходят движущие героями Страх и Стыд, воплощенные в образе жутковатого Горохового пальто, призрака без лица, одинаково уверенно себя чувствующего что на болоте, что на катке.Все меньше свободы остается от эпизода к эпизоду в героях, все страшнее становится наблюдать за вчерашними либералами-вольнодумцами, уже начавшими годить“. Вот их комната, нависающая над сценой и закрытая полотном, на котором под разные явления спектакля проецируются цитаты вроде Прасковья мне тетка, а правда – мать“, Свет да любовь“, В любви все равны“. Сначала комната заставлена книгами, эпизод – и книг нет, вместо них болтаются обрывки обоев, а еще через какое-то время с правого края стены пустой комнаты свисают сосульки. И героям остается только бежать из ледяного болота-идиллии, в которую они угодили самостоятельно, контролируемые лишь Страхом да Гороховым пальто. А Каменьковичу вслед за Салтыковым-Щедриным остается только запротоколировать этот факт, не требующий разъяснений и утешить“ эпиграфом из Жуковского: Спите! Бог не спит за вас!“
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:Евгений Каменькович, режиссер, художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко“- Когда я перечитал Современную идиллию“, мне стало страшновато, потому что вообще ничего не изменилось, говорит режиссер Евгений Каменькович. – Когда-то большое впечатление на меня произвел спектакль Современника“, Балалайкин и К“, сделанный по этому материалу, я смотрел его раз 12(легендарная работа Георгия Товстоногова, поставленная по пьесе Сергея Михалкова, составленной из текстов Современной идиллии“ Салтыкова-Щедрина, прим. ВМ“). – Но мы работали не с инсценировкой Сергея Михалкова, а именно с прозой. На сцене будет 11 мужчин и Фаинушка, получится прекрасная фантасмагория, в которой будет и настоящее Гороховое пальто, и Стыд в роли действующего лица.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:Евгений Каменькович, режиссер, художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко“- Когда я перечитал Современную идиллию“, мне стало страшновато, потому что вообще ничего не изменилось, говорит режиссер Евгений Каменькович. – Когда-то большое впечатление на меня произвел спектакль Современника“, Балалайкин и К“, сделанный по этому материалу, я смотрел его раз 12(легендарная работа Георгия Товстоногова, поставленная по пьесе Сергея Михалкова, составленной из текстов Современной идиллии“ Салтыкова-Щедрина, прим. ВМ“). – Но мы работали не с инсценировкой Сергея Михалкова, а именно с прозой. На сцене будет 11 мужчин и Фаинушка, получится прекрасная фантасмагория, в которой будет и настоящее Гороховое пальто, и Стыд в роли действующего лица.
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009