Дом Островского на Москве-реке
Новое, функциональное, выстроенное с конструктивистским изяществом здание театра «Мастерская Фоменко» открылось постановкой «Бесприданницы». Несчастная Лариса Дмитриевна вглядывается в пьесе с беспокойной надеждой в воды Волги, а довольные зрители в антракте вглядываются сквозь стеклянные стены фойе в вечерние воды Москвы-реки. Фоменко известный мастер по созданию подобных идеальных театральных ситуаций: «Даже сожженный заживо, даже разрезанный на куски, зритель, если ночь ясная, возвращается из театра домой пешком, насвистывая, умиротворенный», писал один французский писатель. «Бесприданница» в этом смысле спектакль совершенно умиротворяющий.
На куски в нем, конечно, никого не режут. Островский для Фоменко не манящая высота, взять которую для режиссера дело чести, а хорошо знакомый театральный чародей, умеющий написать так, чтобы на ровном месте было и смешно и грустно, и о нравах и о смысле жизни. Громоздких интеллектуальных концепций Фоменко не изобретает, а просто создает максимально комфортное для обживания пространство. Вот и вся наука.
Краеугольный камень то самое «просто». Его сложно перевести в слова, потому что в словах театра нет. В словах театр заканчивается; как только внимание занимают слова и куски текста, начинается демонстрация, публицистика или литература. В фоменковской «Бесприданнице» театр тоже возникает не сразу. Вначале долгий разговор актеров, произносящих реплики Островского. Напомаженный ловкий слуга в кофейной (Томас Моцкус). Самоуверенный жизнелюб Василий Данилыч (Андрей Щенников). Основательный, исполненный достоинства, перемешанного как будто с мудростью, со смутной заботой говорящий о Ларисе Дмитриевне богач Кнуров (Алексей Колубков). Чуть позже неуклюжий в движениях, вкусе и чувствах жених Карандышев (Евгений Цыганов). Длинные отвлеченные беседы из жизни чужих людей. Мелкие шутки, выпирающие то там, то тут черточки характеров персонажей и очень много слов.
Но в какой-то момент тот самый театр, за которым благодарные зрители толпами валят «на Фоменко», действительно обнаруживает себя. То ли с появлением Паратова (Илья Любимов) с томным, но острым взглядом и низким голосом, которому Лариса Дмитриевна уже вручала себя и скоро вручит вновь. «Блестящий барин» с эффектным широким кожаным ремнем на поясе и небрежно повязанном шелковым платком на шее (художник по костюмам Мария Данилова) врывается на сцену, выпивает одну за другой несколько стопок водки, закусив их одним огурчиком, и всем видом готов и дальше на мужском обаянии завоевывать мир и женщин. То ли с появлением роскошной вдовы Огудаловой (Наталия Курдубова), мечтательно затягивающейся длинными папиросами и из этой кокетливой дали воспринимающей окружающих. И уж точно с появлением тонкокожей Ларисы Дмитриевны (Полина Агуреева), просто по своей природе не приспособленной к жизни и весело и мечтательно бросающей фразы наподобие «Эх, пропаду».
На сцене выстроена двухэтажная деревянная конструкция с лестницами, мостиком без перил и покачивающимися фонарями (художник-постановщик Владимир Максимов). Эта площадка, с которой можно обнять фонарь и со страхом смотреть вниз, в зрительный зал, натуралистически возведенное самоубийственное место одновременно и эшафот, и безлюдный обрыв в Волгу. Здесь незадолго перед смертью появится Лариса Дмитриевна, растрепанная, в полупрозрачном платье, уже порвавшая со своим прошлым и лишенная будущего.
Действие разворачивается не только на сцене и над ней, но также и за нею. Задник, то повторяющий средне-русский городской пейзаж, то погибельную туманную синеву Волги, становится вдруг экраном для театра теней. В финальной сцене на нем будут видны уставшие от гульбы цыганки, стонущие какую-то неясную мелодию, пока Карандышев долго тянет за руку застреленную Ларису Дмитриевну. Тянет как вещь. И, заметьте, никаких слов.
На куски в нем, конечно, никого не режут. Островский для Фоменко не манящая высота, взять которую для режиссера дело чести, а хорошо знакомый театральный чародей, умеющий написать так, чтобы на ровном месте было и смешно и грустно, и о нравах и о смысле жизни. Громоздких интеллектуальных концепций Фоменко не изобретает, а просто создает максимально комфортное для обживания пространство. Вот и вся наука.
Краеугольный камень то самое «просто». Его сложно перевести в слова, потому что в словах театра нет. В словах театр заканчивается; как только внимание занимают слова и куски текста, начинается демонстрация, публицистика или литература. В фоменковской «Бесприданнице» театр тоже возникает не сразу. Вначале долгий разговор актеров, произносящих реплики Островского. Напомаженный ловкий слуга в кофейной (Томас Моцкус). Самоуверенный жизнелюб Василий Данилыч (Андрей Щенников). Основательный, исполненный достоинства, перемешанного как будто с мудростью, со смутной заботой говорящий о Ларисе Дмитриевне богач Кнуров (Алексей Колубков). Чуть позже неуклюжий в движениях, вкусе и чувствах жених Карандышев (Евгений Цыганов). Длинные отвлеченные беседы из жизни чужих людей. Мелкие шутки, выпирающие то там, то тут черточки характеров персонажей и очень много слов.
Но в какой-то момент тот самый театр, за которым благодарные зрители толпами валят «на Фоменко», действительно обнаруживает себя. То ли с появлением Паратова (Илья Любимов) с томным, но острым взглядом и низким голосом, которому Лариса Дмитриевна уже вручала себя и скоро вручит вновь. «Блестящий барин» с эффектным широким кожаным ремнем на поясе и небрежно повязанном шелковым платком на шее (художник по костюмам Мария Данилова) врывается на сцену, выпивает одну за другой несколько стопок водки, закусив их одним огурчиком, и всем видом готов и дальше на мужском обаянии завоевывать мир и женщин. То ли с появлением роскошной вдовы Огудаловой (Наталия Курдубова), мечтательно затягивающейся длинными папиросами и из этой кокетливой дали воспринимающей окружающих. И уж точно с появлением тонкокожей Ларисы Дмитриевны (Полина Агуреева), просто по своей природе не приспособленной к жизни и весело и мечтательно бросающей фразы наподобие «Эх, пропаду».
На сцене выстроена двухэтажная деревянная конструкция с лестницами, мостиком без перил и покачивающимися фонарями (художник-постановщик Владимир Максимов). Эта площадка, с которой можно обнять фонарь и со страхом смотреть вниз, в зрительный зал, натуралистически возведенное самоубийственное место одновременно и эшафот, и безлюдный обрыв в Волгу. Здесь незадолго перед смертью появится Лариса Дмитриевна, растрепанная, в полупрозрачном платье, уже порвавшая со своим прошлым и лишенная будущего.
Действие разворачивается не только на сцене и над ней, но также и за нею. Задник, то повторяющий средне-русский городской пейзаж, то погибельную туманную синеву Волги, становится вдруг экраном для театра теней. В финальной сцене на нем будут видны уставшие от гульбы цыганки, стонущие какую-то неясную мелодию, пока Карандышев долго тянет за руку застреленную Ларису Дмитриевну. Тянет как вещь. И, заметьте, никаких слов.
Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000