Дети в интернате, жизнь в Интернете
Петр Фоменко о семейных тайнах
Этим театральным вечером в Мастерской Петра Фоменко на спектакле-композиции по одноименной повести Л. Толстого «Семейное счастие» случилось нечто вроде магнитной бури, благотворно возмутившей зрительские сердца, о которых так часто забывают в сфере политических громкоголосий, криминальных разборок, бесконечного дележа начальственных портфелей. Многое сошлось в этом вроде бы камерном спектакле. Великий писатель со своим постоянным «эпическим» вниманием к частным, драматическим судьбам. Замечательный режиссер, увенчанный недавно премией имени Станиславского и сумевший услышать в этом празднике не первое его слово премия, но бессмертную фамилию Станиславского, словно завещавшего ему неостановимые свои сценические поиски «жизни человеческого духа». Первоклассные артисты, в большинстве своем выученные и воспитанные П. Фоменко. Они постигли серьезный нравственный замысел спектакля, им оказалось ведомо, что не заграничные эротические страдания, не наши мелькающие однодневки встревожат зрителей, но встревожить их по-настоящему может только работа собственной души. Вот именно в этой великой и простой толстовской мысли человек сам и созидатель, и палач собственной судьбы и поэтому только в его силах вернуться к образу и подобию Божию художественность и нравственность спектакля Фоменко. Вместе с Л. Толстым и своими актерами прелестной К. Кутеповой, «орленевским» С. Тарамаевым, достовернейшей Л. Арининой, молодыми, но уже мастерами изысканной формы И. Любимовым и А. Щенниковым режиссер рассказал нам об одной счастливой семье, в которой собраны несчастья всех семей мира.
Соединились двое богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она в предощущении радостей светской жизни, для нее это волшебство. А для Л. Толстого медленный разврат, «незаконная» гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда «семейное счастие» соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов Левина, для которого семья святыня, и Анну Каренину, для которой семья лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине «классическая» мизансцена герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.
Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное это «умаление» любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.
Так как же нам жить дальше неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею «деловых женщин», у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на «автоответе»? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль «Семейное счастие», туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое «Семейное счастие».
Соединились двое богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она в предощущении радостей светской жизни, для нее это волшебство. А для Л. Толстого медленный разврат, «незаконная» гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда «семейное счастие» соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов Левина, для которого семья святыня, и Анну Каренину, для которой семья лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине «классическая» мизансцена герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.
Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное это «умаление» любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.
Так как же нам жить дальше неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею «деловых женщин», у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на «автоответе»? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль «Семейное счастие», туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое «Семейное счастие».
Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000