Дети в интернате, жизнь в Интернете
Петр Фоменко о семейных тайнах
Этим театральным вечером в Мастерской Петра Фоменко на спектакле-композиции по одноименной повести Л. Толстого «Семейное счастие» случилось нечто вроде магнитной бури, благотворно возмутившей зрительские сердца, о которых так часто забывают в сфере политических громкоголосий, криминальных разборок, бесконечного дележа начальственных портфелей. Многое сошлось в этом вроде бы камерном спектакле. Великий писатель со своим постоянным «эпическим» вниманием к частным, драматическим судьбам. Замечательный режиссер, увенчанный недавно премией имени Станиславского и сумевший услышать в этом празднике не первое его слово премия, но бессмертную фамилию Станиславского, словно завещавшего ему неостановимые свои сценические поиски «жизни человеческого духа». Первоклассные артисты, в большинстве своем выученные и воспитанные П. Фоменко. Они постигли серьезный нравственный замысел спектакля, им оказалось ведомо, что не заграничные эротические страдания, не наши мелькающие однодневки встревожат зрителей, но встревожить их по-настоящему может только работа собственной души. Вот именно в этой великой и простой толстовской мысли человек сам и созидатель, и палач собственной судьбы и поэтому только в его силах вернуться к образу и подобию Божию художественность и нравственность спектакля Фоменко. Вместе с Л. Толстым и своими актерами прелестной К. Кутеповой, «орленевским» С. Тарамаевым, достовернейшей Л. Арининой, молодыми, но уже мастерами изысканной формы И. Любимовым и А. Щенниковым режиссер рассказал нам об одной счастливой семье, в которой собраны несчастья всех семей мира.
Соединились двое богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она в предощущении радостей светской жизни, для нее это волшебство. А для Л. Толстого медленный разврат, «незаконная» гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда «семейное счастие» соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов Левина, для которого семья святыня, и Анну Каренину, для которой семья лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине «классическая» мизансцена герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.
Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное это «умаление» любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.
Так как же нам жить дальше неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею «деловых женщин», у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на «автоответе»? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль «Семейное счастие», туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое «Семейное счастие».
Соединились двое богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она в предощущении радостей светской жизни, для нее это волшебство. А для Л. Толстого медленный разврат, «незаконная» гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда «семейное счастие» соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов Левина, для которого семья святыня, и Анну Каренину, для которой семья лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине «классическая» мизансцена герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.
Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное это «умаление» любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.
Так как же нам жить дальше неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею «деловых женщин», у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на «автоответе»? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль «Семейное счастие», туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое «Семейное счастие».
Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994