В тюрьме и без героя
К Фоменко на «Кутузовскую» народ ездить еще не привык. С тех пор, как самая молодая труппа Москвы вселилась в бывший кинотеатр «Киев», не прошло и полугода, и до сих пор новые свои подмостки «фоменки» обживали старыми спектаклями. «Варвары» первая премьера на новом месте.
Новый дом «фоменок» рядом с роскошными театрами Бульварного кольца тянет разве что на сравнение с «хрущобой». В рейтинге московских малых сцен эти их два зальчика (каждое на 80 мест) смело могли бы побороться за звание самых уродливых.
Представьте себе вытянутый приплюснутый пенал с низким потолком и пятью колоннами-обрубками разной формы посреди зала, на которые просто невозможно не наткнуться актерам. В «Варварах» Каменькович, судя по всему, решил сдаться пространству на милость и обыграть его уродство.
Мерзкий уездный городишко, тесный и некрасивый вот что такое место действия этих «Варваров». «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», напевают под гитару местные жители. Но не в музыке и не в приглушенных, камерных голосах актеров основной звук этого спектакля. Если послушать откуда-нибудь из фойе, то главное, что услышишь, топот. Громко стучат мужские сапожища и цокают дамские туфельки. Это все оттого, что персонажи то и дело пытаются разбежаться и тут же натыкаются на какой-нибудь угол или колонну. Видно, такова уж доля обитателей этого города-тюрьмы разбегаться, словно для полета, и тормозить через пару метров у стенки своей камеры.
Из-за каждого угла, из-за каждой колонны смотрит чей-нибудь глаз. Это аборигены подглядывают за приезжими. Инженеры, прибывшие строить железную дорогу, смахивают на каких-нибудь байкеров-рокеров все в черной коже, они стремительно взлетают на невысокую, эстраду, и любое их движение ловится тут в бинокль.
Сергей Тарамаев (Черкун) тот даже и в штанах кожаных. Здесь он полная противоположность себе прежнему, чего, видно, и добивался Каменькович. Тарамаев известен по спектаклям Сергея Женовача как актер мечтательный, открытый, обаятельный. Здесь он жесткий, сумрачный, колючий. Доказывает всем: умею и это. После того, как действительно доказывает, становится уже не так интересно.
Из женщин одна из самых удачных работ у Галины Тюниной (на снимке), которая делает свою Монахову декаденткой с вечной книжкой в руке и с пустым, мечтательным взором. Кажется, такая Монахова могла застрелиться в любой момент, не дожидаясь финала.
Каменькович ставит «Варваров» как «спектакль без героя». Режиссерскую фантазию не назовешь богатой, но постановщику удается важное вычертить и удержать в равновесии тот многоугольник, к которому так тяготеет драматургия Горького. Ведь горьковские пьесы не зря крайне редко называются по имени главного действующего лица, а почти всегда во множественном числе («Мещане», «Дачники», «Враги» или уж, в крайнем случае, «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»). Главный козырь «фоменок» в умении наладить ансамблевую игру. Потому-то так и увлекательно на их «Варварах» следить за пятью-шестью ключевыми фигурами, создающими пространство спектакля. Человековедение увлекательная наука.
Новый дом «фоменок» рядом с роскошными театрами Бульварного кольца тянет разве что на сравнение с «хрущобой». В рейтинге московских малых сцен эти их два зальчика (каждое на 80 мест) смело могли бы побороться за звание самых уродливых.
Представьте себе вытянутый приплюснутый пенал с низким потолком и пятью колоннами-обрубками разной формы посреди зала, на которые просто невозможно не наткнуться актерам. В «Варварах» Каменькович, судя по всему, решил сдаться пространству на милость и обыграть его уродство.
Мерзкий уездный городишко, тесный и некрасивый вот что такое место действия этих «Варваров». «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», напевают под гитару местные жители. Но не в музыке и не в приглушенных, камерных голосах актеров основной звук этого спектакля. Если послушать откуда-нибудь из фойе, то главное, что услышишь, топот. Громко стучат мужские сапожища и цокают дамские туфельки. Это все оттого, что персонажи то и дело пытаются разбежаться и тут же натыкаются на какой-нибудь угол или колонну. Видно, такова уж доля обитателей этого города-тюрьмы разбегаться, словно для полета, и тормозить через пару метров у стенки своей камеры.
Из-за каждого угла, из-за каждой колонны смотрит чей-нибудь глаз. Это аборигены подглядывают за приезжими. Инженеры, прибывшие строить железную дорогу, смахивают на каких-нибудь байкеров-рокеров все в черной коже, они стремительно взлетают на невысокую, эстраду, и любое их движение ловится тут в бинокль.
Сергей Тарамаев (Черкун) тот даже и в штанах кожаных. Здесь он полная противоположность себе прежнему, чего, видно, и добивался Каменькович. Тарамаев известен по спектаклям Сергея Женовача как актер мечтательный, открытый, обаятельный. Здесь он жесткий, сумрачный, колючий. Доказывает всем: умею и это. После того, как действительно доказывает, становится уже не так интересно.
Из женщин одна из самых удачных работ у Галины Тюниной (на снимке), которая делает свою Монахову декаденткой с вечной книжкой в руке и с пустым, мечтательным взором. Кажется, такая Монахова могла застрелиться в любой момент, не дожидаясь финала.
Каменькович ставит «Варваров» как «спектакль без героя». Режиссерскую фантазию не назовешь богатой, но постановщику удается важное вычертить и удержать в равновесии тот многоугольник, к которому так тяготеет драматургия Горького. Ведь горьковские пьесы не зря крайне редко называются по имени главного действующего лица, а почти всегда во множественном числе («Мещане», «Дачники», «Враги» или уж, в крайнем случае, «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»). Главный козырь «фоменок» в умении наладить ансамблевую игру. Потому-то так и увлекательно на их «Варварах» следить за пятью-шестью ключевыми фигурами, создающими пространство спектакля. Человековедение увлекательная наука.
Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994