Деревня, где всегда война
Спектакль Петра Фоменко дал новое дыхание старой повести писателя Бориса Вахтина
Уже не впервые соединение самого рафинированного отечественного театра с так называемой деревенской прозой дает превосходный результат вспомним знаменитую трилогию Льва Додина по роману Федора Абрамова. Сегодня спектакль получился у Петра Фоменко, чьи студийцы инсценировали повесть Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Сюжет, кажется, простой: жили-были в затерявшейся на просторах России деревне Полина и Михеев, любили друг друга, а потом началась война, и Михеева убили. Первую часть мирную «фоменки» показывают в виде театрально изощренных и эмоциональных этюдов, наполняя крошечный зальчик с оставшимися от старого кинотеатра колоннами звуками полощущегося в речке белья, брызгами воды из ведер на коромысле, бабьими песнями и ревом никак не заводящегося трактора. Здесь солируют актеры Сергей Тарамаев и Полина Агуреева, причем если лидирующий в любой труппе под стать своему таланту, то Агуреева, играющая все больше в эпизодах, теперь предстала настоящей лирической героиней темпераментной, естественной и ни на кого не похожей. Надо сказать, что мастер придумал им изумительные сцены: чего стоит один только эпизод купания, когда на сцене два актера, кусок голубого полотна и полная иллюзия вечерней прохладной воды, обнаженного женского тела, целомудренной и эротичной любовной игры. Театр ведь и есть иллюзия, и чем она правдоподобнее, тем театр лучше.
Словом, наслаждаешься любовной идиллией в бедной советской деревне, именуемой в те времена колхозом, и думаешь: почему же все-таки Вахтин считался некогда писателем-диссидентом? Разгадка во второй части постановки. Михеева, конечно, на войне убивают, но убивают свои же из-за несогласованности действий. А разговор майора, замполита и капитана, в результате которого и напарник Михеева Куропаткин попадает в штрафбат и тоже, конечно, погибает, является просто апофеозом тупости и трусости воинских начальников, которая и сегодня живет и процветает, о чем можно судить хотя бы по некоторым сообщениям из Чечни. На спектакле «фоменок» просто физически ощущаешь, как в одно мгновение Михеев, который еще вчера любил Полину и даже успел на ней жениться, и Куропаткин, который ни на ком жениться не успел, превращаются в пушечное мясо, в ничто. Когда Михеев умирает, то залезает как бы на небо, а в спектакле на сетку, подвешенную к потолку, и к его голой ноге цепляют бирку. И все остальное действие уже происходит под этой свесившейся с небес голой ногой с прикрепленной к ней бумажкой. Так что у Вахтина, писавшего свою повесть уже давно, антивоенный пафос этих «этюдов» и сегодня, в разгар генеральского энтузиазма, звучит вполне по-диссидентски.
Уходящий сезон зрителя не баловал открытиями, но вот преподнес под конец впечатление сильное и пронзительное. И, ни в коем случае не умаляя достоинств работы Петра Фоменко и его актеров, думаешь: а не способствовала ли такому эффекту и воцарившаяся в последнее время в обществе напряженная атмосфера ожидания перемен к худшему, к тому, что вроде бы уже пройдено, а все равно вылезает из небытия, как памятник Дзержинскому на Лубянке? Слава богу, что хотя бы у нашего театра неистребима традиция говорить правду наперекор некоему общему мнению, поощряемому сверху.
Начавшись в русле деревенской прозы, повесть Вахтина заканчивается в стиле фантастического реализма. В ней никто не умирает, потому что убитые на войне смеются, вспоминают и даже беседуют с живыми. Михеев, например, советует Полине взять в дом мужчину, так как одна она с родившейся двойней никак не справится. Мужчиной этим, то есть новым мужем Полины и отцом ее новой двойни, становится пленный немец. Потом и Полина, и ее мать, и тетки Михеева тоже уйдут куда-то на небо с трепещущими белыми бабочками в руках, а жизнь в «одной абсолютно счастливой деревне» будет продолжаться. И туда опять будут приходить похоронки, как будто и не прошло более полувека.
Сюжет, кажется, простой: жили-были в затерявшейся на просторах России деревне Полина и Михеев, любили друг друга, а потом началась война, и Михеева убили. Первую часть мирную «фоменки» показывают в виде театрально изощренных и эмоциональных этюдов, наполняя крошечный зальчик с оставшимися от старого кинотеатра колоннами звуками полощущегося в речке белья, брызгами воды из ведер на коромысле, бабьими песнями и ревом никак не заводящегося трактора. Здесь солируют актеры Сергей Тарамаев и Полина Агуреева, причем если лидирующий в любой труппе под стать своему таланту, то Агуреева, играющая все больше в эпизодах, теперь предстала настоящей лирической героиней темпераментной, естественной и ни на кого не похожей. Надо сказать, что мастер придумал им изумительные сцены: чего стоит один только эпизод купания, когда на сцене два актера, кусок голубого полотна и полная иллюзия вечерней прохладной воды, обнаженного женского тела, целомудренной и эротичной любовной игры. Театр ведь и есть иллюзия, и чем она правдоподобнее, тем театр лучше.
Словом, наслаждаешься любовной идиллией в бедной советской деревне, именуемой в те времена колхозом, и думаешь: почему же все-таки Вахтин считался некогда писателем-диссидентом? Разгадка во второй части постановки. Михеева, конечно, на войне убивают, но убивают свои же из-за несогласованности действий. А разговор майора, замполита и капитана, в результате которого и напарник Михеева Куропаткин попадает в штрафбат и тоже, конечно, погибает, является просто апофеозом тупости и трусости воинских начальников, которая и сегодня живет и процветает, о чем можно судить хотя бы по некоторым сообщениям из Чечни. На спектакле «фоменок» просто физически ощущаешь, как в одно мгновение Михеев, который еще вчера любил Полину и даже успел на ней жениться, и Куропаткин, который ни на ком жениться не успел, превращаются в пушечное мясо, в ничто. Когда Михеев умирает, то залезает как бы на небо, а в спектакле на сетку, подвешенную к потолку, и к его голой ноге цепляют бирку. И все остальное действие уже происходит под этой свесившейся с небес голой ногой с прикрепленной к ней бумажкой. Так что у Вахтина, писавшего свою повесть уже давно, антивоенный пафос этих «этюдов» и сегодня, в разгар генеральского энтузиазма, звучит вполне по-диссидентски.
Уходящий сезон зрителя не баловал открытиями, но вот преподнес под конец впечатление сильное и пронзительное. И, ни в коем случае не умаляя достоинств работы Петра Фоменко и его актеров, думаешь: а не способствовала ли такому эффекту и воцарившаяся в последнее время в обществе напряженная атмосфера ожидания перемен к худшему, к тому, что вроде бы уже пройдено, а все равно вылезает из небытия, как памятник Дзержинскому на Лубянке? Слава богу, что хотя бы у нашего театра неистребима традиция говорить правду наперекор некоему общему мнению, поощряемому сверху.
Начавшись в русле деревенской прозы, повесть Вахтина заканчивается в стиле фантастического реализма. В ней никто не умирает, потому что убитые на войне смеются, вспоминают и даже беседуют с живыми. Михеев, например, советует Полине взять в дом мужчину, так как одна она с родившейся двойней никак не справится. Мужчиной этим, то есть новым мужем Полины и отцом ее новой двойни, становится пленный немец. Потом и Полина, и ее мать, и тетки Михеева тоже уйдут куда-то на небо с трепещущими белыми бабочками в руках, а жизнь в «одной абсолютно счастливой деревне» будет продолжаться. И туда опять будут приходить похоронки, как будто и не прошло более полувека.
Нина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994