Король Лир
Константин Райкин в окружении молодежи
Петербуржец Юрий Бутусов настолько ровный режиссер, что даже скучно. О его премьере заранее знаешь, что в ней помимо регламентированных диалогов будет каскад эффектных немых сцен и живые, разве что не говорящие декорации Александра Шишкина; что ритм будет бешеный, но спектакль затянется на три с гаком а что вы хотите, немые сцены тоже каши просят. Еще известно, что играть будут либо петербуржские товарищи Бутусова Хабенский, Пореченков, Трухин, либо актеры «Сатирикона» из поколения тридцатилетних, которым Константин Райкин в лице Бутусова нашел своего режиссера, и тогда хорошо, если Константин Аркадьевич сам почтит спектакль своим участием. Как раз последний случай перед нами.
Еще про спектакли Бутусова по крайней мере про его шекспировские спектакли московского периода известно, что бездны смыслов в них не откроется, зато в обилии будут звучать щемящие мелодии и ностальгические мотивы детства. Так жизнь сшибала лбами однокашников в мхатовском «Гамлете» или дворовых друзей в сатириконовском «Макбетте» по Шекспиру, переписанному Ионеско; так Ричард III, каким его играл Константин Райкин, был недолюбленным инвалидом детства. Бутусов, оторванный от дома, стал в Москве сентиментальным этаким Гришковцом от режиссуры. «Король Лир» оказался еще одной вариацией на тему «сто дней после детства»: судя по тому, что ровесники в нем играют и старых, и молодых, все они вышли из одной песочницы. Младшую в этом кругу, Корделию, Наталия Вдовина делает и вовсе подростком в духе «Дикой собаки динго». Старшие сестры в исполнении Агриппины Стекловой и Марины Дровосековой тоже в начале вполне себе девочки. Они взрослеют на наших глазах одна превращается в даму, другая в работящую тетку; бог знает, что там было у них в пубертате, но дурных примеров им было у кого набраться: с отцовской жестокой блажи пьеса, как известно, и начинается. Самой яркой мужской ролью (после Райкина, само собой) стал Эдмонд Максима Аверина, которому поминутно плюют в лицо; по всему видать, не врожденная жестокость, а детская психическая травма вывела его на тропу войны. С самого начала взрослый тут один Константин Райкин в роли Лира, для убедительности отпустивший на щеках щетину. Он играет не сумасшествие и не последовавшее за ним прозрение, а то, что правильнее будет назвать осознанием: трагические шекспировские монологи он произносит так, словно пытается свести себя с ума и вызвать тем самым забвение. Но такого облегчения ему старому ворону, разорившему собственное гнездо, в этом спектакле не дано. В лучшей из сцен, припасенных режиссером к финалу, отец мечется меж трех сестер, усаживая их за фортепьяно, а они замертво сползают на пол, заставляя три инструмента издавать тоскливые аккорды. Все беды ему приходится пережить в твердом уме и ясной памяти в этом и есть трагедия одомашненного Бутусовым Лира.
Еще про спектакли Бутусова по крайней мере про его шекспировские спектакли московского периода известно, что бездны смыслов в них не откроется, зато в обилии будут звучать щемящие мелодии и ностальгические мотивы детства. Так жизнь сшибала лбами однокашников в мхатовском «Гамлете» или дворовых друзей в сатириконовском «Макбетте» по Шекспиру, переписанному Ионеско; так Ричард III, каким его играл Константин Райкин, был недолюбленным инвалидом детства. Бутусов, оторванный от дома, стал в Москве сентиментальным этаким Гришковцом от режиссуры. «Король Лир» оказался еще одной вариацией на тему «сто дней после детства»: судя по тому, что ровесники в нем играют и старых, и молодых, все они вышли из одной песочницы. Младшую в этом кругу, Корделию, Наталия Вдовина делает и вовсе подростком в духе «Дикой собаки динго». Старшие сестры в исполнении Агриппины Стекловой и Марины Дровосековой тоже в начале вполне себе девочки. Они взрослеют на наших глазах одна превращается в даму, другая в работящую тетку; бог знает, что там было у них в пубертате, но дурных примеров им было у кого набраться: с отцовской жестокой блажи пьеса, как известно, и начинается. Самой яркой мужской ролью (после Райкина, само собой) стал Эдмонд Максима Аверина, которому поминутно плюют в лицо; по всему видать, не врожденная жестокость, а детская психическая травма вывела его на тропу войны. С самого начала взрослый тут один Константин Райкин в роли Лира, для убедительности отпустивший на щеках щетину. Он играет не сумасшествие и не последовавшее за ним прозрение, а то, что правильнее будет назвать осознанием: трагические шекспировские монологи он произносит так, словно пытается свести себя с ума и вызвать тем самым забвение. Но такого облегчения ему старому ворону, разорившему собственное гнездо, в этом спектакле не дано. В лучшей из сцен, припасенных режиссером к финалу, отец мечется меж трех сестер, усаживая их за фортепьяно, а они замертво сползают на пол, заставляя три инструмента издавать тоскливые аккорды. Все беды ему приходится пережить в твердом уме и ясной памяти в этом и есть трагедия одомашненного Бутусовым Лира.
Елена Ковальская, «Афиша», 18.10.2006
- Король ЛирЕлена Ковальская, «Афиша», 18.10.2006