Фоменко почти без «фоменок»
«Сказка Арденнского леса» переделка шекспировской комедии «Как вам это понравится». Юлий Ким сделал ее для Петра Фоменко еще сорок лет назад. В одном из интервью Фоменко вспоминает, как летом 1968 года они с Кимом лежали на берегу Днепра и кромсали Шекспира, расчищая место для кимовских зонгов. А рядом лежал Эфрос с книжечкой «Ромео и Джульетты» и удивлялся им — ему не удавалось выкинуть ни строки. Фоменко поставил кимовскую «Сказку» в Театре на Малой Бронной, которой тогда руководил Анатолий Эфрос. Розалинду играла Ольга Яковлева, одновременно репетировавшая Джульетту в эфросовской постановке. Но спектакль очень скоро запретили с формулировкой «хулиганство», да и само имя Кима, сына репрессированных родителей, женатого на дочери Якира, было запрещено. В бесчисленных фильмах с песнями Гладкова, Рыбникова или Дашкевича на его стихи в титрах значился Ю. Михайлов. В 1981-м Фоменко снова поставил «Сказку» в Ленинградском театре комедии Гильома, к примеру, играл Виктор Сухоруков. Нынешняя постановка третья по счету, и можно предположить, что она мало напоминает первые две, потому что рождалась не в фантазии режиссера, а прямо на площадке, в актерских импровизациях. Зато третья версия «Сказки» напоминает другие спектакли Петра Фоменко: фирменные пробежки актеров за кулисами, когда реплики доносятся откуда-то из коридора, и лесенки за спинами зрителей, куда актеры забираются время от времени, публика все время чувствует себя в центре событий.
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Мария Андреева: Красотка, своя девчонка, дива или характерная актриса?Анна Ентякова, «Кинорепортёр», 09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»Полина Сурнина, «R Flight», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Мария Андреева: «Слово нормально надо запретить»Катерина Антонова, «Театрал», 1.12.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009