Антиутопия под Монеточку
В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Махагония»
Спектакль «Махагония» начинается в лучших традициях иммерсива – рассаживание по местам происходит под медитативный речитатив объявлений в аэропорте, ненавязчиво напоминающий выключить все электронные устройства или перевести их в авиарежим, а программки напечатаны в форме посадочных талонов. Все выглядит захватывающим и интересным, правда, немного смущают пустые экраны телевизоров, отсылающие к технократическому миру сериала «Черное зеркало».
Наконец, «черные зеркала» мобильных телефонов спрятаны, чтобы не отвлекаться от спектакля, посадка окончена, странный стюард, пусть и как сломанный робот, худо-бедно объяснил правила безопасности, но самолет рухнул, и в черном ящике сцены разыгрывается история нравственного падения.
Вымышленный город Махагония, в котором проходит действие нового спектакля Мастерской Петра Фоменко, впервые появился в творчестве Бертольда Брехта, но, по словам режиссера Федора Малышева, постановка далека даже от пьесы Ильи Кормильцева, автора текстов песен группы «Наутилус Помпилиус», указанного в качестве создателя. Поэтому, чтобы понять и почувствовать сценическое воплощение города пороков и наслаждений, достаточно просто не закрывать глаза на существующую действительность, воплощенную в образе высоких башен «Москва-Сити», видом на которые, кстати, можно полюбоваться с балкона театра.
Как бы ни хотелось доказать себе обратное, но в мире Махагонии нет положительных персонажей. Это осознание потрясает, потому что отцы-основатели города – Акула Бегби (Петр Алексеенко) и Тоби Хиггинс (Кирилл Корнейчук) – со своими селфи и прямыми эфирами слишком близко подбираются к нашей уютной повседневности, а голос Дженни Оклахомы (Александра Кесельман) действительно искренне меняется, когда она вспоминает темную и тесную квартиру и отсутствие перспектив. Приехавшие в Махагонию лесорубы с Аляски Джим (Владислав Ташбулатов), Джо (Анатолий Анциферов) и Джек (Игорь Кузнецов) в своих ватниках и клетчатых рубашках недолго являют контраст – и меняют ватники на стильные бабочки, а мужскую дружбу – на исполнение мечты. Но яркая позитивная музыка из фильма «Ла-Ла-Ленд», звучащая в спектакле, обманывает и Джима, и зрителя. Исполнение мечты, как и освобождение от уголовной ответственности, стоит денег, а монет нет, как поется в другой песне.
Начинаясь как невинный интерактив, сценическая иллюзия разрушает жизненные иллюзии и представления о себе и о мире. И в этом главное отличие спектакля от оперы Брехта. Драматург писал: «Служит ли “Махагони” для наслаждения? Да, служит. Ибо “Махагони” – забава». «Махагония» Мастерской Фоменко быстро перестает быть милой и забавной, как бы ни был обаятелен Петр Алексеенко, которому очень хочется напророчить карьеру Эндрю Скотта. Разрушение города не приносит облегчения, а сменивший голубой и черный цвета ослепительно белый не успокаивает глаз. Вера и истина здесь никогда не существовали, несмотря на полную смену лозунгов и парадигм. В спектакле «Махагония» стажерское поколение вместе со своим режиссером говорит зрителю о том, как страшно жить в Долине Смерти. Говорит на понятном языке, оперируя теми образами, которые невозможно не узнать. И желание одно – пусть бы этот вымышленный мир остался только на сцене.
Источник: Porusski.me
Наконец, «черные зеркала» мобильных телефонов спрятаны, чтобы не отвлекаться от спектакля, посадка окончена, странный стюард, пусть и как сломанный робот, худо-бедно объяснил правила безопасности, но самолет рухнул, и в черном ящике сцены разыгрывается история нравственного падения.
Вымышленный город Махагония, в котором проходит действие нового спектакля Мастерской Петра Фоменко, впервые появился в творчестве Бертольда Брехта, но, по словам режиссера Федора Малышева, постановка далека даже от пьесы Ильи Кормильцева, автора текстов песен группы «Наутилус Помпилиус», указанного в качестве создателя. Поэтому, чтобы понять и почувствовать сценическое воплощение города пороков и наслаждений, достаточно просто не закрывать глаза на существующую действительность, воплощенную в образе высоких башен «Москва-Сити», видом на которые, кстати, можно полюбоваться с балкона театра.
Как бы ни хотелось доказать себе обратное, но в мире Махагонии нет положительных персонажей. Это осознание потрясает, потому что отцы-основатели города – Акула Бегби (Петр Алексеенко) и Тоби Хиггинс (Кирилл Корнейчук) – со своими селфи и прямыми эфирами слишком близко подбираются к нашей уютной повседневности, а голос Дженни Оклахомы (Александра Кесельман) действительно искренне меняется, когда она вспоминает темную и тесную квартиру и отсутствие перспектив. Приехавшие в Махагонию лесорубы с Аляски Джим (Владислав Ташбулатов), Джо (Анатолий Анциферов) и Джек (Игорь Кузнецов) в своих ватниках и клетчатых рубашках недолго являют контраст – и меняют ватники на стильные бабочки, а мужскую дружбу – на исполнение мечты. Но яркая позитивная музыка из фильма «Ла-Ла-Ленд», звучащая в спектакле, обманывает и Джима, и зрителя. Исполнение мечты, как и освобождение от уголовной ответственности, стоит денег, а монет нет, как поется в другой песне.
Начинаясь как невинный интерактив, сценическая иллюзия разрушает жизненные иллюзии и представления о себе и о мире. И в этом главное отличие спектакля от оперы Брехта. Драматург писал: «Служит ли “Махагони” для наслаждения? Да, служит. Ибо “Махагони” – забава». «Махагония» Мастерской Фоменко быстро перестает быть милой и забавной, как бы ни был обаятелен Петр Алексеенко, которому очень хочется напророчить карьеру Эндрю Скотта. Разрушение города не приносит облегчения, а сменивший голубой и черный цвета ослепительно белый не успокаивает глаз. Вера и истина здесь никогда не существовали, несмотря на полную смену лозунгов и парадигм. В спектакле «Махагония» стажерское поколение вместе со своим режиссером говорит зрителю о том, как страшно жить в Долине Смерти. Говорит на понятном языке, оперируя теми образами, которые невозможно не узнать. И желание одно – пусть бы этот вымышленный мир остался только на сцене.
Источник: Porusski.me
Анна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чтоб жить и чувствовать, нужен путь
»Ирина Тарабрина, «Сноб», 18.06.2019
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017