Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко
Отношения между мужчиной и женщиной – вечная тема, к которой можно отнестись по-разному. Особенно интересно и ярко ее можно раскрыть, если обратиться к древнейшим источникам. Новый спектакль Мастерской Петра Фоменко — как красивый цветок, который корнями держится за это древнее, непостижимое и потому — привлекательное.
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чтоб жить и чувствовать, нужен путь
»Ирина Тарабрина, «Сноб», 18.06.2019
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017