В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик
К 130-летию поэта Федор Малышев поставил спектакль с обнаженным пианино
Спектакли к 130-летию Владимира Маяковского появляются один за другим, и это весьма редкий случай такого дружного отклика на дату. Федор Малышев поставил на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» литературно-музыкальную композицию «Маяковский. Послушайте». На пустой сцене – два актера и сам режиссер за оголенным фортепиано. Чуть больше часа им понадобится для того, чтобы рассказать о жизни поэта.
Федор Малышев – актер, состоит в труппе театра десять лет, успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской ». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федор учился на курсе Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, а недавно Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна.
Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить: настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны – пианино с открытым остовом, так что можно увидеть молоточки, их удары по струнам. На экране – черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие.
По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая – все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она – «твоя Киса», Маяковский – «твой Щен». Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее – переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки
Маяковский двоится. Молодой – Анатолий Анциферов, взрослый – Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства – ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики, становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт-то – «не мужчина, а облако в штанах», то будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем».
И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение. ..» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл он эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив.
Источник: «Московский комсомолец»
Федор Малышев – актер, состоит в труппе театра десять лет, успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской ». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федор учился на курсе Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, а недавно Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна.
Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить: настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны – пианино с открытым остовом, так что можно увидеть молоточки, их удары по струнам. На экране – черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие.
По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая – все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она – «твоя Киса», Маяковский – «твой Щен». Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее – переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки
Маяковский двоится. Молодой – Анатолий Анциферов, взрослый – Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства – ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики, становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт-то – «не мужчина, а облако в штанах», то будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем».
И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение. ..» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл он эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чтоб жить и чувствовать, нужен путь
»Ирина Тарабрина, «Сноб», 18.06.2019
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017