«Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?
Звук топора? Нет, это старик Фирс идет, постукивая палкой об пол… Но какова метафора, а?!
В Мастерской Петра Фоменко премьера – «Вишневый сад» Чехова в постановке Ивана Поповски. Действие разворачивается на небольшом подиуме, преимущественно с левой стороны, а правая часть и глубина почти не задействованы. Режиссер бережет это пространство для кульминации. Это и есть тот самый сад, только он пуст, так что о красоте его даже и говорить не приходится. Одинокий рояль и строительная пленка, висящая на заднем плане и справа, закрывая кулисы – вот и все, что видит зритель на сцене. Белым кажется полиэтилен, олицетворяя белые цветы вишневых деревьев. Но это еще и неизбежно вызывает ассоциации со стройкой и обновлением: такой пленкой накрывают мебель при ремонте. Конечно же, все это не случайно. Художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски и художник-декоратор Ирина Борисова продумали все до мелочей. Но удастся ли построить кому-то счастье на чужом несчастье? Вот в чем вопрос.
Это последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. И чувствуются здесь какая-то безысходность, надрыв, невозможность расстаться со старым и с прежней жизнью. «Фоменки» сделали все очень смешно и трогательно одновременно.
«Вишневый сад» – вообще произведение, преисполненное печали. Отец Чехова был вынужден продать свою усадьбу, чтобы расплатиться с долгами, потому и родилась эта пьеса.
Но действующие лица не готовы принимать жизнь сегодняшнюю, они постоянно обращены в прошлое. Они смотрят на все с заплаканными глазами, но и с улыбкой, с нежностью и грустью одновременно. Но каждый ли человек способен приспособиться и влиться в новое течение времени? Принять новые порядки и устои и найти свое место в изменившемся мире?
Люди разных поколений часто не понимают друг друга. «Скорее бы как-нибудь изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», – говорит Лопахин. Но ведь для того, чтобы изменить жизнь, нужно изменить вначале себя.
Актерские работы в этом спектакле очень точны: Раневская Любовь Андреевна (Галина Тюнина) легкомысленна, добра, но эгоистична; Лопахин (Денис Аврамов) деловит, практичен, трудолюбив и не жаден, он может романтично любоваться природой и в то же время мыслить рационально; Аня (Александра Кесельман) – хозяйственная и недоумевает мамкиной расточительности; Гаев (Рустэм Юскаев, Никита Тюнин) – высокомерный и совсем непрактичный человек; Трофимов (Федор Малышев) мечтает о будущем, не замечая красоты настоящего. Ярким оказывается абсолютно каждый персонаж, включая горничную Дуняшу, Симеонова-Пищика и старика Фирса.
И вот уже неподъемным грузом висит рояль над сценой, когда приходит время паковать вещи. Висит на канате – как счастье на волоске. И эта тяжесть безысходно тянет вниз, стоит только обрезать веревки и все рухнет, и кончена будет музыка, все сломается – и судьба этого дома, и судьбы этих людей.
Источник: МИР-24
В Мастерской Петра Фоменко премьера – «Вишневый сад» Чехова в постановке Ивана Поповски. Действие разворачивается на небольшом подиуме, преимущественно с левой стороны, а правая часть и глубина почти не задействованы. Режиссер бережет это пространство для кульминации. Это и есть тот самый сад, только он пуст, так что о красоте его даже и говорить не приходится. Одинокий рояль и строительная пленка, висящая на заднем плане и справа, закрывая кулисы – вот и все, что видит зритель на сцене. Белым кажется полиэтилен, олицетворяя белые цветы вишневых деревьев. Но это еще и неизбежно вызывает ассоциации со стройкой и обновлением: такой пленкой накрывают мебель при ремонте. Конечно же, все это не случайно. Художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски и художник-декоратор Ирина Борисова продумали все до мелочей. Но удастся ли построить кому-то счастье на чужом несчастье? Вот в чем вопрос.
Это последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. И чувствуются здесь какая-то безысходность, надрыв, невозможность расстаться со старым и с прежней жизнью. «Фоменки» сделали все очень смешно и трогательно одновременно.
«Вишневый сад» – вообще произведение, преисполненное печали. Отец Чехова был вынужден продать свою усадьбу, чтобы расплатиться с долгами, потому и родилась эта пьеса.
Но действующие лица не готовы принимать жизнь сегодняшнюю, они постоянно обращены в прошлое. Они смотрят на все с заплаканными глазами, но и с улыбкой, с нежностью и грустью одновременно. Но каждый ли человек способен приспособиться и влиться в новое течение времени? Принять новые порядки и устои и найти свое место в изменившемся мире?
Люди разных поколений часто не понимают друг друга. «Скорее бы как-нибудь изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», – говорит Лопахин. Но ведь для того, чтобы изменить жизнь, нужно изменить вначале себя.
Актерские работы в этом спектакле очень точны: Раневская Любовь Андреевна (Галина Тюнина) легкомысленна, добра, но эгоистична; Лопахин (Денис Аврамов) деловит, практичен, трудолюбив и не жаден, он может романтично любоваться природой и в то же время мыслить рационально; Аня (Александра Кесельман) – хозяйственная и недоумевает мамкиной расточительности; Гаев (Рустэм Юскаев, Никита Тюнин) – высокомерный и совсем непрактичный человек; Трофимов (Федор Малышев) мечтает о будущем, не замечая красоты настоящего. Ярким оказывается абсолютно каждый персонаж, включая горничную Дуняшу, Симеонова-Пищика и старика Фирса.
И вот уже неподъемным грузом висит рояль над сценой, когда приходит время паковать вещи. Висит на канате – как счастье на волоске. И эта тяжесть безысходно тянет вниз, стоит только обрезать веревки и все рухнет, и кончена будет музыка, все сломается – и судьба этого дома, и судьбы этих людей.
Источник: МИР-24
Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Раз уж гость пришел – впустиВячеслав Картинкин, «Независимая газета», 16.06.2021
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016